В конце января СПбГО ВООПИиК организовало пресс-конференцию с журналистами для обсуждения проблемы вокруг историко-культурного ландшафта Шлиссельбургского шоссе (Усть-Ижора).
Активисты объяснили свою позицию в неоднозначном вопросе. Было объявлено, что в октябре 2014 года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) согласовал проект по ремонту объекта "Шлиссельбургское шоссе от Петрозаводского шоссе до ул. Пролетарской победы", заказчиком которой является Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
Ссылаясь на закон Санкт-Петербурга №820-7 "О границах зон охраны", активисты сделали вывод, что данная территория находится в границах зон охраняемого ландшафта (ЗОЛ). Именно поэтому осуществление благоустройства на данном участке должно предусматривать сохранение естественного исторического ландшафта.
Однако к настоящему моменту более половины зелёной растительности берега утрачено, заявили активисты. Кроме того, жители Усть-Ижоры больше не могут использовать сам берег для отдыха и прогулок – в ходе работ изменился и рельеф берега; теперь это плоский, ровный, опасный склон. По сути, берег Невы вдоль Шлиссельбургского шоссе в посёлке Усть-Ижора до начала реставрационных работ являлся городским парком.
Таким образом, по словам жительницы Усть-Ижоры Виктории Зверевой, компания АО "ПО Возрождение", которая и ведет работы по благоустройству территории, сначала "обманула жителей, а потом обокрала".
"Изначально, компания обещала, что всё будет хорошо. Она хотела укрепить берег со стороны Невы, но, видимо, это было трудновыполнимо, тогда и приняли решение зайти с берега, но так как деревья мешали, их стали уничтожать" – утверждает местная жительница.
Известно, что в проекте 2014-го года не предусматривалась вырубка деревьев. Из этого следует, что уничтожение зелёных насаждений и изменение ландшафта в ходе работ несогласованно и незаконно. Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга признала факт нарушения АО "ПО Возрождение" и составила административный протокол. Работы по бетонированию берега Невы в рамках капремонта шоссе проводились без разрешительной документации, уточнили в ведомстве.
Однако Комитет по развитию транспортной инфраструктуры отрицает свою ошибку, считают активисты.
Чем больше проходит времени, тем больше градозащитники и жители Усть-Ижоры призывают общественность к решению проблемы.
По мнению председателя СПб регионального комитета международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Сергея Горбатенко, данный проект – это "пример вопиющего бескультурья по отношению к наследию; непонимание того, что такое наследие, и что такое ландшафт. Для большинства населения ландшафт – это синоним пейзажа, а пейзаж – это синоним того, что хранится в Третьяковке или в Русском музее. И это беда наша общая".
Все эксперты сошлись в едином мнении: необходимо немедленно остановить работы, восстановить разрушенные неграмотно проведённой реставрацией участки и пересмотреть проект. Координатор инициативной группы "Деревья Петербурга" Мария Тиника предложила и вовсе обратиться к помощи зарубежных коллег:
"Нигде в мире не производят ремонт береговых укреплений так, как это делает компания АО "ПО Возрождение", поэтому можно обратиться к опыту иностранных компаний", – уточнила активистка.
Пока активисты, археологи и жители Усть-Ижоры пытаются заручиться поддержкой администрации Колпинского района и депутатов, положение одного из самых живописных исторических мест и компонентов объекта Всемирного наследия – берега Невы вдоль Шлиссельбургского шоссе – всё ещё находится в опасном положении.
Piter.tv продолжит следить за ситуацией. Нами отправлен запрос в КРТИ для прояснения вопроса.
Фото: Pixabay, Piter.tv
Текст: Рузанна Арушанян