Верховный суд РФ обязал страховые компании выплачивать пострадавшим в ДТП компенсацию по ОСАГО без учета износа деталей машины. Такое беспрецедентное решение высшая судебная инстанция приняла после спора автолюбителя из Волгограда и его страховой компании. Распространится ли подобная практика по всей стране? И насколько больше могут стать страховые выплаты?
Помяты передний бампер, крыло и пассажирская дверь – такие повреждения получила иномарка Данила Юртаева после столкновения с белым седаном. Виновным в ДТП признали второго водителя, однако получить полную стоимость ремонта от страховой компании у Данила не получилось. Доплачивать пришлось из собственного кармана.
"Чинить мой автомобиль страховая отказалась. Предложили выплатить мне наличными, однако сумму посчитали с учетом износа автомобиля. По их подсчетам получилось 48 тысяч рублей. При этом независимая экспертиза назвала сумму 54 тысячи, а в сервисе вообще оценили в 65", – рассказал Данил Юртаев.
Сумма немалая. Почти 17 тысяч автолюбитель доплатил самостоятельно. А ведь таких историй по всей России сотни тысяч. С 2017 года в нашей стране в системе ОСАГО действует приоритет натуральной формы возмещения ущерба. Другими словами, в случае ДТП страховые должны направлять поврежденный автомобиль в сервис. При таком виде компенсации износ автомобиля не учитывается, а ремонтировать машины клиентов разрешено только с использованием новых автозапчастей.
Однако такой способ выплат страховым влетает в копеечку, а потому в надежде сэкономить они часто прибегают к нехитрым уловкам.
"Страховые компании в большинстве своем сейчас не направляют автовладельцев на ремонт, а предпочитают заплатить денежные средства. Почему? Потому что денежные средства она выплачивает с учетом износа, а если осуществляет ремонт, то ремонт осуществляется без учета износа. Соответственно, страховым компаниям это явно невыгодно, поэтому они сейчас уже действительно массово нарушают права автовладельцев", – объяснил юрист Тимур Матвеев.
Например, чтобы выплатить автовладельцу именно денежную компенсацию, страховые агенты говорят о том, что в сервисе большие очереди, либо необходимую деталь придется ждать слишком долго. Таким образом страховые буквально вынуждают автовладельцев подписать дополнительное соглашение и добровольно согласится на возмещение ущерба деньгами.
Однако теперь такие схемы страховщикам провернуть будет гораздо сложнее. Верховный суд обязал страховые компании выплачивать пострадавшим в ДТП компенсацию по ОСАГО без учета износа деталей машины. Разница в сумме выплат, говорят юристы, существенная. В среднем она может стать выше на 30-40 процентов.
"Речь идет о достаточно крупных суммах. Поскольку учет износа и без учета износа порой бывает 100-150 тысяч рублей и 30 тысяч рублей, это достаточно серьезные суммы, при том, что автовладелец в аварии не виноват, и вынужден тогда брать на себя дополнительные расходы", – продолжает Матвеев.
Кстати, получить полное возмещение ущерба автовладельцы могут и еще одним способом.
"Если возмещение выполнено в строгом соответствии с законом об ОСАГО, но потерпевший решил, что полное возмещение не наступило, он имеет право обратится к виновнику за компенсацией оставшейся части, той, которая не компенсирована по ОСАГО", – рассказал заместитель управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.
Эксперты уверены: если новая практика устоится, не виновным в ДТП водителям больше не придется платить дополнительные средства за ремонт автомобиля из своего кармана.