Чтобы не допустить повторных ДТП, в Москве хотят разрешить водителям покидать место аварии, если нет пострадавших. Как будет проходить эксперимент? Достаточно ли видеокамер на столичных трассах, чтобы отследить каждое происшествие? И не воспользуются ли новой лазейкой автомошенники?
Для автогонщика Кирилла Пархоменко долгожданная поездка на любимом кабриолете оказалась первой и последней в этом году. Опытный спортсмен попал в небольшое ДТП и едва не стал жертвой второй, куда более серьезной аварии.
"Я выезжал с главной дороги на второстепенную. И случилось небольшое ДТП. то есть обычная притертость. И, казалось бы, все хорошо, но. в какой-то момент в зад влетела "ГАЗель", – вспоминает руководитель гоночной команды, участник ДТП Кирилл Пархоменко.
Ремонт баварского кабриолета больно ударил по кошельку Кирилла. Но все это мелочи жизни: главное, что спортсмен вовремя успел выставить знак аварийной остановки и сесть в машину. "ГАЗель" врезалась буквально через несколько секунд.
"Страшно стоять на дороге, когда происходит маленькое ДТП, особенно если ты где-то на шоссе", – признается Кирилл Пархоменко.
Статистика так называемых "повторных" ДТП на скоростных магистралях действительно страшная. Аналитики заявляют, что почти каждая десятая авария на таких трассах происходит из-за других мелких столкновений.
"Эту царапину можно было спокойно покрасить. Передняя часть была немножко за полосу. И впереди автомобиль, который был, он этого не увидел", – рассказывает руководитель тюнинг-ателье Дмитрий Санников.
"Копеечная" притертость вполне может стоить человеческой жизни. Несколько лет назад на МКАД погиб молодой актер Егор Клинаев. Он вышел из машины, чтобы помочь другим водителям, и попал под колеса пролетающей мимо иномарки. Только в Москве в результате таких аварий погибают до 40 человек в год.
"По итогам трех месяцев текущего года Московская кольцевая автодорога стала самой аварийно-опасной магистралью, где произошло наибольшее количество ДТП, в результате которых погибли люди, – констатирует начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ Управления ГИБДД Москвы Любовь Высоцкая. – Только за три месяца текущего года шестеро человек погибли в различных ДТП на скоростных магистралях, четыре из которых – на МКАД, где водители транспорта осуществили остановку из-за неисправности или мелкой аварии".
Чтобы снизить количество таких происшествий, столичные власти готовятся запустить специальный пилотный проект. Водителям планируют разрешить вообще не выходить из машин после мелких аварий.
Сотрудники ЦОДД круглосуточно мониторят дорожную обстановку в Москве. Значительная часть аварий происходит на крупных скоростных магистралях. Например, на МКАД. Казалось бы, мелкое ДТП без пострадавших, но обратите внимание на участников аварии: они стоят прямо на проезжей части. И это ДТП вызвало не только пробку длиной в несколько километров, но и могло стать причиной для куда более серьезной аварии.
Первый этап эксперимента коснется МКАД, ее полностью покрывают дорожные камеры. После "включат" Третье транспортное кольцо (ТТЦ) и хорды.
"Мы сюда добавим по специальному телефону, который касается таких ДТП, звонок, чтобы оператор мог быстро сообщить: есть ли тут камеры, видны ли все обстоятельства и куда можно безопасно съехать", – поясняет начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД Москвы Андрей Мухортиков.
Если опыт окажется успешным, то проект вполне может выйти за границы города и будет работать по всей стране. Люди должны перестать "гибнуть за металл", так эксперты формулируют основную цель эксперимента. И добавляют: на европейских автобанах такие правила действуют давно, за их нарушение предусмотрен крупный штраф, а в некоторых штатах США за остановку на магистрали можно и вовсе сесть в тюрьму. Но у наших водителей, отмечает руководитель аналитического центра Александр Шумский, другой менталитет. Поэтому съехать с трассы будет пока возможностью, а не обязанностью.
"Раньше эти правила пришли из Советского Союза, но тогда машин было мало. Тогда было мало интенсивности движения. Если произошла авария, ничего страшного, если люди выйдут, скорости маленькие. Из людей нужно выбить главный принцип, который не выбивали с Советского Союза. Случилась авария? Остановись и вызови ГАИ", – подчеркивает руководитель проекта Пробок.нет, член Общественной палаты города Москвы Александр Шумский.
Такого "выбивания" многие автолюбители наверняка будут побаиваться. Никому не хочется лишиться водительского удостоверения из-за оставления места ДТП или остаться без страховой выплаты, если доказательств будет недостаточно. Ведь главная задача страховщиков – понять картину аварии. А записала ли столкновение камера – это неизвестно.
"Звонок обязателен, потому что, может быть ДТП не попало в поле зрения камер, камера не сработала. Камера была грязная, например, снег прошел. Поэтому звоним, фиксируем правонарушение, смотрим все ли в порядке, все ли попало", – дает рекомендацию автоюрист Дмитрий Славнов.
Еще один очевидный вопрос: не увеличится ли число так называемых автоподстав? Юристы успокаивают: в последнее время количество таких афер снизилось. Страховые компании перешли на "натуральное возмещение". То есть направляют битые машины на конкретную станцию техобслуживания, а не выплачивают автовладельцам деньги. Несмотря на это, представители индустрии к возможным изменениям пока относятся скептически.
"По мнению Союза автостраховщиков, действующие нормативно-правовые акты, на основании которых работает наше ОСАГО, предоставляют автовладельцам оформить документы о ДТП даже без участия ГАИ и получить страховую выплату столько, сколько положено по закону", – уверен заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков Андрей Маклецов.
Проще говоря, в правилах дорожного движения и так есть пункт, который обязывает автовладельца освободить проезжую часть, если в аварии нет пострадавших, а другим машинам создается помеха. Специалистам еще предстоит убрать правовые коллизии.
"Если водитель уедет с места аварии, то его может ждать очень жесткое наказание – лишение прав от года до полутора. Поэтому тут не совсем понятно, какие правила будут главнее: правила эксперимента или ПДД? Этот эксперимент нужно правильно и юридически верно оформить", – настаивает член общественного совета ГУ МВД России по Москве, руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов.
Следующий шаг – доступно и правильно объяснить водителям нововведения. На то, чтобы автовладельцы привыкли к европротоколу, ушли годы. Но кто из водителей знает, например, про мобильное приложение, позволяющее оформить ДТП буквально за пару минут?! К пилотному проекту пока много вопросов. И перед тем, как им воспользоваться, оба участника аварии должны будут знать на них все ответы.
Еще больше интересного с сайта "Смотрим" – в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.