Что не позволило автоконцерну удержать позиции в России
-
6
Ford, когда-то самый успешный иностранный автоконцерн на российском рынке, полностью закрывает свой легковой бизнес — как производство машин в РФ, так и их импорт. “Ъ” разобрался, в какой степени уход Ford был вызван глобальными проблемами самой американской компании, а в какой — сложностями российского рынка и слабой отдачей от партнерства с «Соллерсом». При этом шансы Ford в России нельзя назвать полностью потерянными: в сегменте коммерческих автомобилей, учитывая проблемы группы ГАЗ, он может занять значительную часть рынка.
Прерванный разгон
«Ford становится неотъемлемой частью российской национальной автомобильной промышленности»,— говорил посол США в России Александр Вершбоу в 2002 году в ходе церемонии открытия завода Ford во Всеволожске. Он отмечал, что компания стала первым иностранным автопроизводителем, «построившим полноинтегрированный завод в России».
Концерн во многом был первопроходцем: дилеры бренда в России появились еще в начале 1990-х годов, а в 1997 году Ford первым из иностранных автопроизводителей зарегистрировал в стране дочернее ООО «Форд Мотор Компани». На предприятии во Всеволожске начали собирать Ford Focus, и спрос на «отечественную» машину оказался ошеломительным: очередь на автомобиль после запуска продаж растянулась на четыре месяца.
Машина локальной сборки выигрывала в цене не только по сравнению с импортом из дальнего зарубежья, но и с традиционно более дешевыми брендами, например корейскими, выпускавшими автомобили в странах СНГ. Уже в 2003 году Focus потеснил многолетнего лидера Daewoo Nexia и почти на десять лет закрепился в статусе самой продаваемой иномарки в России. Производства не всегда хватало, чтобы покрыть спрос, и Focus приходилось дополнительно импортировать машины. В результате завод во Всеволожске в 2004 году вышел на проектную мощность в 25 тыс. Ford Focus в год с опережением на год и даже превысил ее: с конвейера сошло 29,7 тыс. машин вместо запланированных 17,7 тыс.
Пик продаж пришелся на рекордный для автопрома 2008 год. В целом в РФ тогда было продано 3 млн автомобилей, из них 186,8 тыс.— Ford. Гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин вспоминает, что, например, в Петербурге тогда было продано 20,7 тыс. автомобилей Ford (в 2018 году — 9,45 тыс.), и в следующие десять лет рубеж в 20 тыс. проданных машин в городе был преодолен лишь раз: в 2018 году это сделал Hyundai.
Падение российского авторынка в 2009 году во время мирового финансового кризиса потянуло за собой и продажи Ford. Но концерн не отказался от планов расширения производства и в 2009 году начал сборку во Всеволожске еще одной легковой модели, более дорогой — Ford Mondeo. Мощность завода увеличили до нынешних 125 тыс. машин в год. Предполагалось выпускать 100 тыс. Focus и 25 тыс. Mondeo.
Однако надежды не оправдались: Ford неоднократно в течение года останавливал производство, чтобы скорректировать объемы выпуска на фоне падения спроса. В итоге в 2009 году было выпущено 41 тыс. Ford Focus и Ford Mondeo, что в 1,6 раза меньше, чем завод собрал в 2008 году. Тогда же Focus ровно на год уступил место лидера среди иномарок в России Renault Logan. В 2010 году рынок неожиданно вернулся к росту, и одновременно вверх пошли и продажи Ford — на 10%. Этот взлет и связанный с ним оптимизм, вероятно, сыграли свою роль в дальнейшей судьбе Ford в России. Уже тогда появились признаки специфических проблем концерна.
Неудавшийся Focus
«В конце нулевых Ford был одним из лидеров российского авторынка, конкурируя в первую очередь не столько с корейскими брендами, сколько с американским Chevrolet и японским Nissan»,—говорит Михаил Чаплыгин, отмечая, что флагманом была модель Focus. Директор филиала «Авилон Ford» Михаил Жмаков говорит, что ценовая политика бренда тогда обеспечивала марке устойчивую клиентскую базу. В целом потребитель был заинтересован купить локализованный иностранный автомобиль по меньшей цене, но постепенно конкуренты также создавали в России мощности и этот эффект был исчерпан, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».
В 2011 году на рынок вышло третье поколение Focus, и успех семейства замедлился. С каждым обновлением флагман только дорожал, а сегмент бюджетных иномарок B-класса, в котором играли конкуренты в лице Volkswagen Polo Sedan, а также корейских Hyundai Solaris и Kia Rio, начал набирать обороты. Исходно доступный Ford стал проигрывать, причем не только в России, но и на родном рынке США (см. инфографику).
Хотя корейские бренды (Kia, Hyundai) на момент выхода на российский рынок уступали Ford по классу, размеру автомобиля и в технологичном плане, машины были значительно дешевле, а значит, доступнее для покупателей массового сегмента, в котором работал американский автоконцерн, не имеющий высокого уровня локализации, говорит гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин. Российская сборка более бюджетного Ford Fiesta началась гораздо позже, только в 2015 году. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев подтверждает, что Ford Focus первого поколения был очень популярной машиной в своем сегменте и по соотношению цены и качества выигрывал у всех. Но в какой-то момент потребитель, на которого была ориентирована машина, перестал ее покупать.
В результате, когда в 2013 году российский авторынок снова начал снижаться (пока только на 5%), Ford упал сразу на 18%. Именно Focus просел еще сильнее — на 27%. В 2014 году начался полноценный кризис и продажи Ford упали на 38%. В 2015 году легендарный Focus навсегда вылетел из топ-25 бестселлеров российского авторынка. Продажи Ford в России упали ниже реализации «УАЗов» его партнера Sollers, модельный ряд которых был в несколько раз меньше и в целом считался устаревшим.