В докладе ОП РФ “Демография-2024”, основанном, в частности, на анализе положений национального проекта “Демография”, особым образом обращается внимание на необходимость увеличения финансирования мер поддержки многодетных семей для обеспечения роста рождаемости и естественного прироста населения. Согласно документу1 90% всего предусмотренного нацпроектом объема финансирования мер поддержки семей с детьми приходится на выплаты и иные меры при рождении первого и второго ребенка и только 10% – на положенную при рождении третьего и последующих детей поддержку. Отталкиваясь от анализа опыта демографически успешных стран (в частности, Франции), ОП РФ предлагает увеличить объем поддержки многодетных семей до 40% от общего объема финансирования помощи семьям с детьми и разработать для этого в рамках нацпроекта “Демография” федеральный проект “Многодетная страна”.
Важнейшей дополнительной мерой поддержки многодетных семей, предусмотренной обозначенным федеральным проектом, должен стать, по мнению общественников, отцовский (семейный) капитал. В ходе состоявшихся вчера в палате общественных слушаний заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко обозначил ключевые параметры этого нового механизма поддержки. Так, отцовский (семейный) капитал предлагается предоставлять:
- единожды;
- при рождении третьего ребенка или последующих детей при условии, что все дети рождены и воспитываются в одной семье в зарегистрированном браке. С этим положением, однако, согласны не все – многие представители общественных организаций – союзов отцов и союзов многодетных семей предлагают распространить возможность получения отцовского капитала и на семьи, где общее количество родных и усыновленных мужчиной детей – три и более;
- в размере действующего материнского (семейного) капитала или выше. Конкретная сумма пока не предлагается, так как будет зависеть, в частности, от утвержденного перечня направлений использования данной меры поддержки. По данным предварительно проведенного ОП РФ опроса ряда многодетных семей, предпочтительный размер отцовского капитала для них – 750 тыс. руб.;
- для улучшения жилищных условий, оплаты образования детей, покупки автомобиля, развития фермерского хозяйства, в том числе приобретения сельскохозяйственной техники, развития семейного бизнеса, то есть фактически для создания условий, которые позволят улучшить экономическое положение семьи. Данный перечень направлений расходования средств отцовского капитала также предлагается дополнительно обсудить и скорректировать (в том числе путем проведения опроса непосредственно многодетных семей, который ОП РФ намерен запустить в ближайшее время). По мнению, например, председателя Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Андрея Коченова, он должен полностью повторять перечень направлений использования материнского капитала (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”), предусматривая в том числе возможность использования средств для формирования накопительной пенсии родителя, и, помимо этого, – право расходовать капитал на покупку автомобиля, техники, необходимой для ведения подсобного хозяйства, и тому подобные нужды. Возможен также, как отметил Сергей Рыбальченко, такой вариант: несколько направлений использования средств отцовского (семейного) капитала будут закреплены на федеральном уровне, а регионы получат право самостоятельно определять дополнительные.
После проведения запланированных опросов и дополнительного обсуждения с региональными общественными палатами и общественными организациями предложение о введении такого механизма поддержки многодетных семей, как отцовский капитал, будет направлено в Правительство РФ, сообщили представители ОП РФ. “Если мы не сможем реализовать это в ближайшее время на федеральном уровне, предложим регионам ввести такую меру. Вполне возможно, найдутся смелые губернаторы, которые это сделают, и мы увидим соответствующий эффект”, – подчеркнул Сергей Рыбальченко.
Помимо отцовского семейного капитала, общественники предлагают выплачивать многодетным семьям на каждого ребенка ежемесячное пособие в размере 2,5 тыс. руб., отмечая, что такая мера поддержки реализуется в Сахалинской области и доказала свою эффективность.
Еще одно предлагаемое направление совершенствования оказываемой многодетным семьям поддержки – разработка специальной федеральной программы “Обеспечение жильем многодетных семей”, предусматривающей право семей, в которых рождается третий ребенок, на получение ипотечного кредита с нулевой процентной ставкой или субсидии в размере 50% стоимости наемного жилья. Начиная с этого года, напомним, многодетные семьи могут получать 450 тыс. руб. для погашения долга по ипотеке (Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ). Право на получение указанной суммы предоставляется семьям, в которых третий ребенок либо последующие дети рождены в период с 1 января 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года.
Важно, что все обозначенные меры предполагается внедрить именно на федеральном уровне, чтобы в равной степени обеспечить их доступность для жителей всех регионов страны. В отношении же существующих мер поддержки, в том числе установленных законодательством субъектов РФ, до конца лета будет проведен мониторинг с целью оценить их эффективность и понять причины, по которым какие-то из них не работают, сообщила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова.
В заключение стоит отметить, что общественники ожидают существенного упрощения процесса получения всех положенных семьям с детьми выплат и льгот после запуска суперсервиса “Рождение ребенка”. Прототип данного сервиса, который предполагается реализовать на базе единого портала госуслуг, был одобрен на проведенном 4 июня текущего года Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константином Носковым совещании с разработчиками.