Это небольшое судно, которое может перевозить грузы без экипажа и проводить мониторинг в речной, прибрежной и морской зонах, рассказал заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета Марат Есеев
Читайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылки
АРХАНГЕЛЬСК, 24 октября. /ТАСС/. Ученые научно-образовательного центра (НОЦ) "Российская Арктика" в Архангельске разработали морской беспилотник для исследований в Арктике, рассказал ТАСС научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) Марат Есеев. Это корабль с корпусом из полиэтилена, который сможет удаляться от базы на расстояние до 500 миль.
"НОЦ разработал морской беспилотник для исследования Арктики. Это небольшое судно, до шести метров в длину, которое может без экипажа осуществлять перевозку грузов и осуществлять функции мониторинга в речной, прибрежной, морской зоне", – сказал Есеев.
Как отметил собеседник агентства, эта разработка может быть и двойного назначения, но в первую очередь она планируется для использования в мирных целях.
Материал корпуса – это полиэтилен низкого давления, пластик, который не подвержен коррозии, из него уже делают корпуса катеров и лодок. Двигатели могут быть как обычные с винтами, так и в виде системы водометов. Но главное – это система управления. "Существуют на сегодняшний день уже "мозги", так скажем, этого беспилотника. Они могут работать и в режиме автономном, то есть в этом случае необходимо сканировать вокруг себя окрестности, чтобы понимать, куда и как двигаться, осуществлять это либо с помощью видеосъемки, либо с помощью лазерных дальномеров-лидаров, как беспилотные автомобили", – пояснил Есеев.
Как обеспечить связь
Корабль может двигаться и под управлением оператора, который работает дистанционно. Но в любом случае нужна связь, чтобы передавать параметры или управлять беспилотником и контролировать его. "Система предполагает, что данное судно может удаляться от точки, от базы на сотни миль, до 500 миль, но в этом случае, конечно, нужно обеспечить связь. Связь спутниковая, но можно и обеспечить это с помощью радиосвязи. В этом случае есть ограничения по горизонту", – добавил он.
Связь можно обеспечить при помощи антенны на борту, которую также можно поднять на высоту воздушным беспилотником, что уже проработано на модели. Также есть возможность использовать суда-посредники, которые смогут передавать радиосигнал друг другу.
На корабле-беспилотнике можно размещать разное оборудование. Для мониторинговых работ – видеокамеры, для гидрометеорологических исследований – датчики температуры, скорости и направления ветра, погружные датчики, например для измерения солености воды и других параметров. "У нас есть работы в Арктическом плавучем университете по использованию тех или иных датчиков, часть из них может работать в автономном режиме", – уточнил Есеев.