EPA
Отдых Владимира Путина в тувинской тайге по-прежнему вызывает интерес. На вопрос, был ли при президенте России ядерный чемоданчик, ответил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он отметил, что все средства связи, в том числе стратегической, постоянно находятся с президентом, где бы он ни находился. Больше вопросов вызвал внедорожник, за рулем которого был президент.
Путин давно освоил вездеход, подтвердил Дмитрий Песков. Но что это за вездеход?
Эксперты увидели в нем шведский вездеход Hagglunds (BV) 206 "Лось", который выпускается еще с 1974 года. Пересевшего с Mercedes на Aurus президента даже обвинили в непатриотизме. Но все оказалось не так однозначно.
Шведская конструкция оказалась столь успешной, что ее стали не только в армии, а закупать другие страны, среди которых Германия, Великобритания, США, Канада, Израиль и Китай. Мало какая техника похвастается такими параметрами: доступный угол крена 40 градусов, предельный угол уклона 55 градусов. 11 тысяч таких вездеходов разъехались по 37 странам мира. Но вездеходы стали не только покупать, но и собирать. Две площадки для сборки таких вездеходов есть и в России.
Двузвенный аналог шведской машины собирает в России входящий в корпорацию "Русские машины" Заволжский завод гусеничных тягачей. Нижегородский завод уже полвека занимается производством гусеничной техники. В России аналог Hagglunds (BV) 206 получил индекс ГАЗ-3351 и сохранил имя "Лось". Завод выпускал этого "проходимца" с 2012 года. Комплектующие могут быть разными. В некоторых моделях используются трансмиссии и двигатели от Ford, в других от Daimler.
Еще один производитель "Лося" располагается в Ленинградской области. Это компания "Восток-Запад". Свои вездеходы она комплектует автоматической коробкой передач от Allison.
Снегоболотоход ГАЗ-3351 выполнен в виде двух отдельных гусеничных звеньев. Радиус разворота такой спарки всего 8 метров.
У вездехода есть один недостаток: "Лось" слишком прожорлив. Шестицилиндровый рядный дизельный 3,2-литровый двигатель Steyer M16, выдающий на "гора" 183 лошадиных силы, съедает 100 литров топлива на сто километров пути. Но по сравнению с остальными достоинствами, такой расход топлива вполне приемлем. Стандартный бак позволяет вездеходу на одной заправке проходить две сотни километров.
Вездеходы "Лось" любят спасатели, геологи, полицейские, любители охоты, рыбалки и просто покорители бездорожья. По твердому грунту или шоссе он разгоняется до скорости в 55 километров в час, а по воде – чуть более 4 километров в час. Но главное, конструкция массой почти в 4,5 тонны с прицепом, при грузоподъемности в две тонны, давит на грунт почти в 4 раза меньшее, чем стоящий в сапогах человек. Это достигается за счет широких 62-сантиметровых гусениц. Это позволяет вездеходу уверенно двигаться по болотам и по снежному покрову.
Так что министр обороны России Сергей Шойгу, которому, по слухам, и принадлежал "Лось", сделал правильный выбор транспортного средства для путешествий по тайге.
В продаже всегда имеются до трех десятков болотоходов "Лось". В зависимости от оснащения цены на них начинаются от 4,5 миллиона, максимальная цена – 8,5 миллиона рублей.
Такое чудо техники не прочь использовать и российская армия для оснащения подразделений в Арктике. А старые вездеходы будут переделывать для гражданских целей.