Первый тест новой Mazda3: Сшибка
Какой там адронный коллайдер! С запредельной силой разум и чувства столкнулись в новой Mazda3 в исполнении для российского рынка. С чего бы такая сшибка?
Кто не рискует, тот не пьет саке, и наоборот. Если так, то в штаб-квартире Mazda гремело бы нескончаемое «Кампай!» Четвертое поколение своей опорной модели, c 2003 года разошедшейся по миру более чем шестимиллионным тиражом, компания из Хиросимы спроектировала так, как бросаются в атаку камикадзе – безоглядно.
«Новая Mazda3 должна нравиться даже своей неидеальностью». Как вам такое заявление от Жюльена Монтюса, директора по дизайну калифорнийской студии компании? В эпоху торжества бескрылого прагматизма, прикрывающего трусливую мыслишку «Как бы чего не вышло», безумству храбрецов из Mazda, начертавших на своих знаменах лозунг «Автомобиль как Искусство», поем мы песню. Да, разномастные «искусствоведы» наломают гору копий, споря по поводу идеи замены подштамповок на кузовных панелях динамичными росчерками отражений на гладких боковинах новой «трешки» или пропорций кормы ее пятидверного варианта. Пусть! Равнодушными внешность четвертой Mazda3 не оставит никого. «Это ли не цель, что всем желанна?»
Заглядываю внутрь. В интерьере хэтча, который вышел на наш рынок в июле, за исключением перегруженности деталями и скуки есть все: отменное качество отделки, эргономичность, удобные сиденья обоих рядов и знаковые детали, вроде напольной педали газа.Но тому, кто в ожидании прилива адреналина уже раскатал губу, придется закатать ее обратно. По крайней мере, если «под седлом» версия со 120-сильным 1,5-литровым атмосферником в сочетании с шестиступенчатым автоматом. Если предшественнику с таким же силовым агрегатом доставалось за «овощные» 11,9 с разгона с места до «сотни», то что сказать о 12,4 с слегка потяжелевшего сменщика? Едва ли покупателя такой Mazda3 new завалят «письмами счастья» с фото от спидкамер, что, согласитесь, тоже приятно. Но не только это. Сшибка! «Автоматическая» 120-сильная Mazda3 new обладает неплохой приемистостью в диапазоне городских скоростей при завидной – независимо от нагрузки – экономичности. Мой антирекорд всего-то 7,1 л/100 км при частом использовании «ручного» режима переключения АКП на дорогах (в том числе горных) Сербии! Учитывая, что речь о безальтернативном для двигателей семейства SKYACTIV-G 95-бензине, можно выдохнуть с облегчением.Только выдыхайте потише, чтобы не потревожить пассажиров. Mazda3 new с ее воздушной прослойкой между металлическими панелями пола и ковровым покрытием переменной толщины, а также тщательно проработанным стыком крыши хэтча и пятой двери приобрела то, чего были лишены предыдущие три поколения модели, – акустический комфорт! В своей борьбе за тишину в салоне Mazda, пожалуй, зашла даже излишне далеко: звуковой сигнал включенных поворотников настолько «бархатный» и приглушенный, что не обращает на себя внимание. Все же хочется чего-то большего, в смысле, динамичного.
И тут сюрприз! Mazda вернула в Россию 1,5-литровую версию Mazda3 с «механикой», покинувшую наш рынок в 2016-м из-за околонулевого спроса. Возможно, с тех пор мы стали менее привередливыми, но выбирающим стартовый вариант Drive нового хэтча с разгоном 0-100 км/ч за 11,3 с придется-таки справиться со сшибкой в своем сознании. Действительно, их автомобиль, оснащенный среди прочего светодиодными фарами, семью эйрбегами (vs 6 ранее), усовершенствованным проектором ключевой информации на лобовое стекло и работающей в связке с приложениями Apple CarPlay/Android Auto мультимедиа с 8,8-дюймовым цветным дисплеем, комплектуется обычным кондиционером и стальными колесными дисками, обходясь без обогрева передних сидений, руля, лобового стекла в зоне покоя «дворников».
Успокоить бунтующий разум способен хэтч с также известным тандемом 2-литровой 150-сильной «четверки» и АКП6. Разгон с места до «сотни» за 9,3 с, внятный отклик на газ на любых скоростях даже без перевода «автомата» в «Спорт»-режим и «максималка» в 213 км/ч уже позволяют выполнять обгон на трассе без колебаний. Но не без встрясок. Замена – впервые в истории Mazda3 – задней многорычажки на «бюджетную» хотя и менее разорительную при ремонте полунезависимую подвеску все же дает о себе знать при проезде стыков дорожного полотна, особенно если хэтчбек в топ-комплектации Supreme обут в 18-дюймовые низкопрофильные покрышки вместо штатных для других версий 16-дюймовых.В любом случае, быстрота реакций, цепкость в поворотах, чувство слитности водителя и автомобиля остались при Mazda3 new. Причем не только благодаря новой платформе и более жесткому кузову с на порядок увеличенным содержанием ультравысокопрочной стали. Сказывается и действие идущей «в базе» всех Mazda3 new усовершенствованной системы G-Vectoring Control с приставкой «Plus», которая улучшает управляемость не только за счет регулировки тяги двигателя в зависимости от угла поворота руля, но и создания тормозными механизмами «внешнего» переднего колеса стабилизирующего момента на выходе из виража.
Пожалуй, единственной жертвой подвесочной революции стал клиренс, ужавшийся со 155 до 135 мм. Тут Mazda3 new для российского рынка выдерживают общий стандарт с «европейками», чуть уступая (140 мм) «американкам». «Постойте, не рано ли мы свернули на тему настроек шасси?» – спросит информированный фанат марки, намекая на то, что «трешка» четвертого поколения обзавелась в Европе несколькими совершенно новыми силовыми установками с «мягкогибридной» составляющей, в том числе революционным 2-литровым компрессорным бензиновым двигателем SKYACTIV-X мощностью 180 л.с. с «полудизельным» воспламенением смеси. Верно. Только до России такие Mazda3 new не доедут, как не доедут и американские версии со 186-сильным 2,5-литровым атмосферником.При пересечении российской границы полегчал и пакет доступных для модели хайтековых систем безопасности. Причина прозаическая – запредельная, по нашим меркам, цена. Так, во Франции «деликатесная» Mazda3 SKYACTIV-X с АКП6 и приводом 4х4 (8,9 c/211 км/ч) стартует с отметки €34 500… Закружилась голова? Присядьте и примите валидол. Самое время.
Конечно, Mazda3 никогда не увлекалась в России демпинговыми играми в отличие от принципиального соперника Ford Focus, в 2019-м ретировавшегося с нашего рынка вместе с остальной легковой линейкой «Голубого овала». Но теперь… Теперь маркетологи Mazda Motor RUS замахнулись на ценовую высоту, взятую BMW 118i и Mercedes-Benz A 200 (1 600 000/1 790 000 руб.), пусть и в базовых комплектациях. Даже самая скромная 120-сильная пятидверная версия «трешки» с МКП6 (от 1 490 000 руб.) и та лишь на 8000 руб. дешевле базовой Mazda6 с 2-литровым мотором мощностью 150 л.с. и АКП6, а «автоматические» хэтчи Mazda3 с той же 1,5-литровой «четверкой» уже дороже такой старшей сестрицы в одноименной (хотя и чуть более скромной) комплектации Active. Вот это сшибка!
От короткого замыкания мозговые извилины уберегает лишь знание того факта, что «трешка» в отличие от «шестерки» поставляется к нам напрямую из Японии, минуя сборочное предприятие во Владивостоке. Все же, Mazda, называя свою новинку революционной моделью, подразумевает нечто гораздо большее, чем технологический прорыв. В итоге, может получиться, что шансы увидеть на российских дорогах Mazda3 new сравняются с возможностью разглядеть невооруженным глазом бозон Хиггса. Но уж если такая встреча произойдет, запомнится надолго. Таково свойство образцов настоящего искусства.
Текст Михаил Козлов.