Космолет – так Александр называет свой ярко-красный электромобиль.
– Я люблю фантастические фильмы. И вот это будущее, оно уже пришло, оно уже здесь, – восхищен триумфом современной электротехники владелец электрокара Александр Клопов.
Нет выхлопной трубы, да и под капотом – пусто. В салоне – все как в обычном автомобиле. Почти…
По ощущениям машина движется уверенно – электротяги хватает. Не слышно звука двигателя, потому что и двигателя этого нет. Глаза ищут датчик расхода топлива, а находят показатель уровня заряда батареи.
В России электромобилистам зеленый свет: транспортного налога для них нет, проезд по платным трассам свободный. В Москве и области, где в общей сложности около пяти тысяч электрокаров, дополнительные льготы.
– Бесплатная парковка в центре Москвы. Я до покупки электромобиля старался в Москве не назначать встречи, а теперь с удовольствием назначаю встречи в центре Москвы, – признается владелец электромобиля Георгий Машнин.
Еще один фактор в пользу электрокара – бесплатная зарядка. Почти полтысячи энергостанций располагаются в разных районах.
– С начала 2023 года пользователи зарядились более 80 тысяч раз на городских зарядных станциях. Это в 4 раза больше, чем за прошлый год, – подводит итог аналитик проекта "Энергия Москвы" Департамента транспорта Москвы Виктория Еремина.
Но большинство станций, так называемые, медленные. Их мощность невелика. Годятся, только если есть возможность оставить машину на ночь у дома или на день у работы.
– Если вы заправляетесь бензином, это 10 минут, можно подождать. Сейчас зарядка показывает, что моя машина заправиться через 9 часов, – сетует водитель "электрички".
Быстрые, более мощные, станции в российской столице тоже есть. Но за их киловатты придется платить.
– Смотрим цену – 17 рублей за киловатт.
Время-деньги. Павел использует свой минивэн в режиме бизнес-такси. Возможности заряжаться часами нет. Машине нужно 90 киловатт. Это полторы тысячи рублей. Полного заряда хватит на 300 километров. Это же расстояние за ту же сумму он проедет на обычном автомобиле.
– Сейчас разницы практически никакой. Цены на обслуживание электромобилей очень высокие, – подводит итог владелец электромобиля Павел Протасов.
Кто не хочет искать быстрые или бесплатные зарядки по городу, устанавливает их у себя во дворе. Для обустройства нужно согласие всех собственников.
– Я установил зарядную станцию у себя на паркинге в жилом комплексе, она получилась у меня индивидуальная. Это были семь кругов ада. ТСЖ в одном доме у меня отказалось, в другом доме получилось убедить и провести эту зарядную станцию, – поясняет электромобилевладелец Артур Шагапов.
Рынок установщиков велик. Россети просят оставить заявку на сайте и, исходя из нее, назовут стоимость. У частников ценник в несколько сотен тысяч рублей, вне зависимости от места и сложности работ.
– Стоимость установки – 150 тысяч.
В скором времени такая установка может стать бесплатной. Минстрой предлагает обязать застройщиков выделять места для зарядок еще при проектировании жилых комплексов. А также наделить управляющие компании правом оборудовать зарядные станции во дворах без согласования с жителями. Главное, чтобы удобства для электромобилистов не обернулись проблемами для всех остальных.
– Как за это платить?
– На каждый дом идет определенное количество электроэнергии. И эта электроэнергия рассчитана, – поясняет член думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. – Отбор электричества может повлечь сбои. Это нужно рассчитать.
Электромобиль – давно не роскошь, а средство передвижения. В нашей стране – настоящий электромобильный бум.
– За июнь в России имеется рекордный показатель продажи электромобилей – более тысячи, что ранее соответствовало 3-4 месяцам продаж, – поясняет гендиректор компании-разработчика систем в сфере электротранспорта Яна Киприянова.
Пока электромобиль, скорее, для тех, кто не планирует дальних путешествий и никуда не спешит. Новый поворот на этом пути ожидают совсем скоро. Электрокары, по прогнозам экспертов, завоюют рынок в ближайшие 10-15 лет.