Он сказал: «Поехали!»
Отечественный автопром после введения Западом санкций сегодня скорее мертв, чем жив. Во всяком случае, поставлен в такие жесткие условия, что его деятельность практически остановлена.
Но, судя по всему, автомобилестроительной отрасли предоставлен шанс возродиться – президент объявил о запуске важной промышленной спецоперации, результатом которой должно стать насыщение российского рынка отечественными легковыми автомобилями.
К апрелю этого года выпуск машин на наших автозаводах сократился в пять раз к уровню 2021 года. Картина нерадостная – она не могла остаться незамеченной на самом высоком уровне. Неудивительно, что особое внимание теме уделили на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме, а главным спикером выступил сам президент. Участие главы государства в обсуждении перспектив и проблем развития автоотрасли не случайно – речь идет ни много ни мало о технологическом суверенитете России.
Сегодня в нашей стране работают только два завода по производству легковых автомобилей – АвтоВАЗ и китайский Haval. Недавно волжский завод возобновил выпуск Lada Granta, но без ABS (антиблокировочной системы тормозов) и подушек безопасности. Это первая модель автомобиля, выпущенная на предприятии после простоя из-за дефицита комплектующих. Стоит она теперь 658 тыс. рублей.
В своем выступлении на ПМЭФ-2022 Владимир Путин представил план вывода автомобильной промышленности из кризиса. По сути, речь идет о модернизации отрасли, и, если она будет успешно реализована, россияне смогут пересесть с иностранных машин на отечественные.
Теперь чиновникам и бизнесу предстоит не просто вернуть состояние автомобильной отрасли на досанкционный уровень, но и сделать ее высокотехнологичной и конкурентоспособной. Очень непростая задача, прямо скажем, но правительство уже к 1 сентября должно разработать меры, которые помогут решить две главные задачи: обеспечить работу автозаводов, восстановив их снабжение компонентами, сохранив высококвалифицированные кадры, а также обеспечить наш рынок достаточным предложением в первую очередь легковых авто. Кроме прочего, президент настаивает на том, что ключевым элементом обновленной стратегии автопромышленности должно стать наличие у России собственных «критических технологий и производств». Хотя «это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно в нашей стране, но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть российскими».
Цели, конечно, поставлены амбициозные, и главе Минпромторга Денису Мантурову придется приложить нечеловеческие усилия, чтобы их достичь. Одно развитие производств комплектующих изделий, и, в частности, электроники, которая сегодня даже важнее механики, чего стоит. Тут в пару-тройку месяцев не уложиться. Потребуется года два. Минимум. Автоматические коробки передач тоже сложно сделать с нуля, как и блоки управления двигателем… Rolls-Royce и Ford для выпуска надежных двигателей понадобилось примерно сто лет, так что вряд ли получится быстро запустить в серию свой собственный движок, какие бы Кулибины ни были привлечены к решению задачи…
В России ежегодно продавалось около 1,5 млн автомобилей, но в этом году ситуация изменилась. Продажи легковушек за пять месяцев упали, по одним данным, на 51%, по другим – на 83%. Плюс ко всему на имеющиеся в наличии модели поднялись цены. Люди до сих пор боятся вкладываться в четырехколесные средства передвижения, потому что не понимают, что их ждет завтра. Что будет с работой, доходами, ценами на еду? Хочется верить, что при модернизации российского автопрома цены отечественных железных коней не будут кусаться, ведь цель – не просто начать производить свои качественные машины, но дать возможность тем, кому они нужны, купить их.