2 марта на площадке информационного агентства ТАСС в режиме ВКС состоялся круглый стол на тему «Безопасность дорожного движения в темное время суток при осуществлении пассажирских перевозок в Ленинградской области».
Участие в дискуссии приняли депутат Государственной Думы, член комитета по транспорту и строительству Александр Васильев, инспектор по особым поручениям 4 отдела УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Сафонов, заместитель председателя комитета – начальник отдела содержания и развития материально-технической базы и делопроизводства Артем Огарков, заместитель председателя Комитета Ленинградской области по транспорту Артём Кузнецов, технический директор компании 3М Сергей Дмитрук, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
Дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирского транспорта в большинстве случаев приводят к тяжким последствиям и вызывают большой резонанс среди населения.
На территории Ленинградской области организовано около 800 регулярных автобусных маршрутов, на которых работает более 2000 автобусов различной вместимости. Еженедельно Комитет по транспорту ЛО совместно с Госавтоинспекцией и владельцами дорог области проводит анализ аварийности с погибшими и ранеными. Согласно статистике, в 2020 году аварийность по вине водителей автобусов в Ленинградской области по сравнению с 2019 годом снизилась на 46% – было зарегистрировано 22 дорожно-транспортных происшествия. В Петербурге за предыдущий год зафиксировано 115 ДТП, произошедших по вине водителя автобуса, что меньше на 42,8% к 2019 году. Почти треть этих ДТП произошли в темное время суток. «В результате (по итогам 2020 года) 7 человек погибли, 64 получили ранения различной степени тяжести», – такие данные озвучил инспектор по особым поручениям 4 отдела УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Сафонов.
Проблема аварийности, в особенности в ночное время, по-прежнему актуальна, несмотря на то, что правительство инвестирует значительные средства в ее решение, сообщил Депутат Госдумы Александр Васильев. Он напомнил, что поставлена задача к 2030 году снизить смертность на дорогах до нуля. «Только обычными, традиционными способами эту задачу не решить. Надо изучать лучшие, наиболее эффективные подходы в обеспечении безопасного движения, применять новые, еще не используемые у нас технологии» – отметил парламентарий.
Одним из приоритетных направлений являются безопасные детские перевозки: ежедневно 390 школьных автобусов перевозят более 9000 детей. Особое внимание уделяется соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области организованных автобусных перевозок групп детей. Для безопасного обслуживания перевозок детей и школьников по Ленинградской области и в муниципалитетах необходимо соблюдать несколько важных критериев: содержание техники, кадровая составляющая, соблюдение мер безопасности при транспортировке в соответствии актуальным требованиям.
По словам заместителя председателя комитета – начальника отдела содержания и развития материально-технической базы и делопроизводства Артема Огаркова, одно из последних новшеств – световозвращающая маркировка автобуса, которая позволяет повысить выявление транспорта на темной трассе. Контурная световозвращающая маркировка позволяет сделать транспортные средства видимыми на расстоянии более 200 метров в темное время суток, а также в условиях плохой видимости, что сокращает шансы возникновения несчастных случаев и повышает уровень безопасности на дорогах. Артем напомнил, что в регионе провели пилотный проект – 22 из 390 школьных автобусов оснастили световозвращающей лентой – и выразил уверенность, что это окажет положительный эффект на повышение безопасности детских перевозок.
Технология контурной маркировки используется во многих странах мира, в том числе в некоторых регионах России. «Она снижает аварийность в темное время суток с участием грузового и пассажирского транспорта в среднем в два раза. Срок службы ленты – порядка 10 лет», – отметил технический директор компании-производителя контурной маркировки 3М Сергей Дмитрук.
«Если мы посмотрим на международный опыт, то во многих странах введено регулирование, которое предполагает обязательность световозвращающей маркировки для школьных автобусов. Следуя опыту в части грузового транспорта, вопрос обязательности внедрения контурной маркировки для междугороднего транспорта представляется правильной нормой. Второй момент – контроль за прохождением ТО транспорта, оснащенного качественной маркировкой», – резюмировал Сергей Дмитрук. По его словам, раньше существовали стандарты с требованиями к светоотражающей маркировке и цветографическими схемами, в том числе и для пассажирского транспорта, и было бы правильно снова начать их использовать.
«Эксперимент, который пытаемся воссоздать, является эффективным для снижения последствий аварийности, особенно когда требуются малозатратные, но в то же время эффективные средства. Если у нас получится зафиксировать комплексную картинку, это поможет законодателям попытаться внедрить этот инструмент в постоянную практику», – обратил внимание гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
Представители власти согласились, что технология заслуживает внимания и стоит проработать вопрос на уровне нормативно-правовых актов.