Миллион тонн – именно столько автомобильных покрышек образуется в нашей стране ежегодно. Чтобы понять насколько это большое количество стоит взглянуть на кадры из Кувейта.
Более 7 миллионов отъездивших своё шин, навсегда захороненные в пустыне, занимают собой площадь небольшого населенного пункта. И с каждым годом территория кладбища отработанной резины – растет, ведь разлагается одна шина более 150 лет, загрязняя почву и атмосферу токсичными веществами. А еще резина может гореть, и последствия вдыхания едкого дыма для человека губительны. Именно поэтому Россия ставит цель свести до критического минимума количество тех шин, которые все-таки придется захоронить на полигоне, делая ставку на переработку.
"Они загружаются, принимаются на месте, сортируются по диаметру – крупногабаритные шины, мелкие шины. Дальше они грузятся в бункер-питатель, после этого они попадают в сухую мойку, где очищаются, отмываются от грязи от камней от мусора", – рассказывает Олег Андреев, руководитель отдела по переработке шин "ОрисПром".
Только на этом подмосковном предприятии перерабатывается порядка 240 тонн автомобильной резины в сутки и до 75 тысяч тонн в год. И эта компания не единственная. Переработкой шин страна занялась еще в советские времена, зная, что получаемые из шин фракции – полезный и востребованный продукт. По оценкам Российского экологического оператора сейчас на территории страны успешно функционирует 80 компаний, имеющих необходимые оснащение и мощности, позволяющие перерабатывать порядка трети от образующегося количества отходов.
"Если мы говорим в отношении так называемого норматива утилизации – это такой термин, существующий пока в настоящий момент в системе РОПа, он говорит о том, сколько производитель соответствующего вида товаров должен условно переработать, либо сам, либо заплатить эко сбор – это 30%. Исходя из этого, 70 процентов производства вообще оказывается вне рамок покрытия институтом РОП, и это обуславливает достаточно низкий процент переработки", – поясняет Денис Буцаев, генеральный директор Российского экологического оператора.
РОП – это расширенная ответственность производителей. Суть заключается в том, чтобы производители упаковки и некоторых видов товаров отвечали за их переработку. Перерабатывали ее сами или платили экосбор, который пойдет на создание мощностей по утилизации. А тем, кто использует вторсырье в упаковке, то есть способствует развитию экономики замкнутого цикла, будут делать послабление, экосбор будет ниже. В итоге отходы будут получать вторую жизнь, а не копиться на свалках. Автомобильные шины не исключение.
"Необходимо, в хорошем смысле этого слова, популяризировать использование вторичного сырья в виде той же самой резиновой крошки для производства новых видов продукции. Это можно и нужно сделать в рамках экономики замкнутого цикла, нового федерального проекта, где мы устанавливаем вместе с нашими отраслевыми коллегами норматив использования вторсырья. Мы рассчитываем, что это создаст большой рынок для использования резиновой крошки в качестве вторсырья и соответственно для тех утилизаторов, которые занимаются этим видом деятельности", – отметил Денис Буцаев, генеральный директор Российского экологического оператора.
Но не резиновой крошкой единой. Ведь автопокрышка, по сути, это кладезь полезных фракций.
"Ни одна крошечка не уходит на полигон, кроме песка, который составляет полпроцента от всего состава, который заходит. Все остальное мы перерабатываем. Мы получаем три вида вторсырья, прежде всего – это резиновая крошка, ее мы вырабатываем более 45 тысяч тонн в год, после этого на втором месте идет металлокорд, его где-то 30% от колеса и текстильный корд – это где-то 15-20%", – объясняет Юлия Кузовлева, заместитель генерального директора ООО "ОрисПром".
Сфера применение полученных фракций невероятна широка. Из резиновой крошки создают покрытие для детских площадок и игровых городков повсеместно в стране.
Бывшие шины превращаются и в беговые дорожки в парках и зеленых зонах по всей России. Сырье используют и при покрытии железнодорожных переездов, делая резиновые маты. Резиновая крошка также применяется при производстве асфальтобетона. Так при применении таких технологий шумность покрытия снижается вдвое, а срок службы увеличивается в 2 раза. Металлокорду в свою очередь всегда рады металлургические комбинаты, переплавив лом, сделать из него можно почти все, что угодно. Нашли применение и корду текстильному – компании изготавливают из него и тротуарную плитку, и настилы для ферм крупного рогатого скота в сельском хозяйстве. Но чтобы покрышку переработать, она должна доехать до утилизатора. Большую часть шин предприятия получают от региональных операторов, производителей шин. Но именно осознанное отношение самих граждан к раздельному сбору мусора и правильной утилизации любого вида отходов – критически важная составляющая для всей отрасли.
"Люди могут самостоятельно привезти на наши пункты сбора. Это пять точек по Москве и Московской области. Он может приехать в любой день без выходных, мы не работаем только первого января. Мы принимаем для удобства для физлиц круглосуточно любой вид отхода. Мы сделали это специально для людей – без выходных, без праздников, всегда", – говорит Юлия Кузовлева, заместитель генерального директора ООО "ОрисПром".
Увеличение количества пунктов сбора позволит увеличить и количество покрышек сдаваемых на переработку гражданами, а правительство в свою очередь принимает меры для того, чтобы в стране появлялось больше предприятий способных перерабатывать автомобильную резину.
"Мы создаем, в этом отношении, 8 экотехнопарков по поручению правительства, которые станут площадками для размещения в том числе таких видов предприятий и такой глубины переработки. На мой взгляд – это достаточно серьезная мера поддержки, которая удешевляет стоимость создания предприятия. Дополнительно к этому, как я уже сказал, вводятся в настоящий момент инициатива по нормированию использования вторсырья при производстве новых видов продукции. То есть, создается рынок для подобных предприятий", – отметил Денис Буцаев, генеральный директор Российского экологического оператора.
Экопромышленные парки будут созданы в рамках федерального проекта "Экономика замкнутого цикла". Шины — только один из видов отходов, которым подарят вторую жизнь. Проект позволит увеличить долю использования вторичных ресурсов в сельском хозяйстве, в строительстве и промышленности.