Тайфун Хиннамор символично настиг Приморье именно в дни Восточного форума. Мировую экономику штормит, в мировой политике чувствуется ветер перемен.
На восточном фланге – новые задачи и возможности. Накануне пленарного заседания президент беседует с модераторами ключевых сессий.
"Все решения, которые вами вместе с нами, кстати говоря, вырабатывались по развитию Дальнего Востока, они все работают, – констатировал президент России Владимир Путин. – Ясно, что в такой большой работе не может не быть вопросов, которые требуют дополнительного нашего внимания. И, конечно, при вашей поддержке с учетом практики, которая у вас есть в работе на данной территории, которая безусловно является стратегической для, для нашей страны, для России. С удовольствием бы послушал ваше мнение о том, что сделано, как сделано. И еще интереснее ваша оценка и предложения по поводу того, что нужно сделать в ближайшее время".
Дальний Восток – уже не просто ворота в Азию, это ворота в многополярный мир. Экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль – автор книги о мировой логистике – приехала обсудить развитие Северного морского пути. Ей угрожали и вынудили покинуть Австрию за работу с российскими компаниями.
"Вы первый раз во Владивостоке?" – интересуются у экс-главы австрийского МИДа.
"Да, первый. Я вчера только прилетела и еще особо не успела ничего посмотреть", – призналась Кнайсль.
Предстоящая холодная зима – самая горячая тема для европейцев. Дорожающий газ и неподъемные счета за электричество.
"Будет большим упрощением заявлять, что это все вина России. Наш энергетический кризис начался еще в апреле прошлого года, потому что к тому времени уже 6 лет нефтегазовая сфера была лишена инвестиций. Политики не ставили на повестку вопросы энергетики, все были заняты вопросами изменения климата", – рассказывает Карин Кнайсль.
Европейский бизнес в России сейчас переживает самый глубокий кризис за многие годы. Однако, несмотря на санкции, нарушенную логистику и удорожание транспортных услуг европейские компании продолжают работать там, где это возможно.
"Из-за тех ограничений, которые были введены, многие области сейчас, к сожалению, закрыты. Но если мы смотрим на такие стратегические и значимые для российской экономики, для населения области, такие как здравоохранение, продовольствие, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, тогда мы видим, что там европейские компании по-прежнему очень активно и успешно работают", – признал генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг.
Например, приостановившая работу шведская "Икеа" (IKEA) пока не исключает возможности вернуться.
"Мы периодически встречаемся с руководством "Икеи", с теми, кто представляет компанию здесь, сверяем часы. Основная причина приостановки работы "Икеи" – это все-таки проблема с логистикой, с привозом необходимых товаров, – заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. – Пока окончательных планов об уходе из России у "Икеи" нет, сейчас мы находимся в режиме диалога".
Покинувшие российский рынок иностранные автоконцерны придали вынужденное ускорение российскому автопрому. Отсутствующие комплектующие постепенно возвращаются на конвейеры.
"Этот процесс уже идет, достаточно активно. Вы сказали про подушку безопасности, про кнопку ЭРА-ГЛОНАСС, про магнитолу, кондиционер. Эти опции все уже возвращены в те базовые модели, которые сегодня выпускаются АвтоВАЗом. Что касается ABS, то мы планируем возвратить эту функцию где-то в начале 2023-го, следующего года. А затем, где-то еще через год возвратить функцию ESP", – пообещал президент, генеральный директор АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов.
С площадки Восточного экономического форума сегодня запущен последний, четвертый, гидроагрегат крупнейшей строящейся гидроэлектростанции России.
Пуск четвертого гидроагрегата – финал многолетнего строительства. Усть-Среднеканская ГЭС, построенная в тяжелейших климатических условиях на вечной мерзлоте, готова к эксплуатации. Станция обеспечит судоходство на Колыме, снабдит энергией Магадан и новые производства. Например, ее энергия пойдет на один из крупнейших проектов по золотодобыче в России – Наталкинский ГОК.
Россия и Китай вместе реализуют масштабный инвестпроект по развитию импорта российского угля: это конвейерная система от угольного терминала в Амурской области до китайского Хэйхэ, города напротив российского Благовещенска.
Росатом с китайской энергетической компанией проработают возможность строительства водородного завода на Сахалине. Водород в сжиженном виде по морю может экспортироваться в Китай.
"Сейчас торговля между Россией и Китаем выросла до самого высокого уровня – 140 миллиардов долларов. Возможно в ближайшем будущем, к 2025 году, мы можем достичь уровня торговли в 200 миллиардов долларов", – оценивает планы российско-китайского сотрудничества исполнительный декан института финансовых исследований "Чунъян" Китайского народного университета Ван Вэнь.
Совместное судостроение, производство электроники, легкая промышленность. На фоне западных санкций бизнес-диалог Россия – Вьетнам находит новые ниши.
"Наше сотрудничество между Россией и Вьетнамом развивается во всех сферах: энергетика, туризм, торговля, во всем. Мы заключили множество соглашений, и готовы заключить новые", – демонстрирует открытость к сотрудничеству генеральный консул Социалистической Республики Вьетнам во Владивостоке Нгуен Данг Хиен.
ВТБ на полях форума представляет "Семейный капитал" – социальную программу поддержки российских семей.
"В этом году на программы социальной поддержки населения планируем выделить свыше одного миллиарда, а за два ближайших года – всего около 3 миллиардов рублей. Прежде всего хотел бы выделить программу льготной ипотеки для многодетных семей. С 1 июля мы запустили программу по ставке всего 3%, а если брать Дальний Восток, где мы находимся, то эта ставка составит 0,1%", – подчеркивает президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин.
ВТБ первым из российских банков запустил денежные переводы в Китай в юанях без использования системы SWIFT, от которой российский госбанк отрезали в одностороннем порядке. Под санкционную блокировку попали активы на 600 миллиардов рублей. С ненадежными партнерами нам не по пути. Культовый припев "Наутилуса", кажется, тоже об этом.
"Goodbye America, Oh!", – поет на форуме Костин.
Из всех стран самого густонаселенного региона мира только одна Япония присоединилась к экономическим санкциям против России. И похоже именно Азия становится центром гравитации нового мультиполярного мира.