Растущий дефицит бюджета Минфин России до недавнего времени собирался сократить, увеличив налоговую нагрузку на «нефтянку». За счет повышения НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) планировалось получить дополнительно 200 млрд рублей.
Понятно, что нефтяникам это понравиться не могло. Они предложили другой способ, который, судя по всему, и одобрит правительство (учитывая лоббистские возможности владельцев нефтяных компаний), – оставить в покое НДПИ, переложив «почетную» обязанность пополнения бюджета на… потребителей.
Этот вариант обсуждался на прошлой неделе в ходе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. Речь шла о том, чтобы сохранить акцизы на топливо на уровне текущего года или даже несколько повысить их.
Напомним, в 2016 г. акцизы повышались дважды (в январе и апреле) и в общей сложности выросли в среднем почти на 3 рубля за литр. В результате в Москве, например, розничные цены на АЗС с января по сентябрь выросли на 3% (по данным Московской топливной ассоциации). Средняя цена бензина АИ-92 выросла с 34,5 до 35,5 рубля за литр, АИ-95 подорожал – с 37,25 до 38,4 рубля за литр.
Власти заверяли, что повышение акцизов в этом году – мера временная и в 2017 г. они будут снижены. Однако этого, похоже, не случится.
Эксперты объясняют, что при сохранении акцизов на уровне этого года 1 л бензина подорожает в рознице в среднем на 1,6 рубля, дизельного топлива – на 0,8 рубля. Дело в том, что из-за инфляции, необходимости ввода новых мощностей, увеличения трат на ремонт изношенного оборудования и т.д. повышаются издержки нефтяных компаний. Снижение акцизов могло бы компенсировать «нефтянке» растущую себестоимость ее продукции. Однако, увы, компенсировать ее предстоит нам, рядовым гражданам России.
Известно, что транспортная составляющая в цене некоторых товаров и продуктов, к примеру хлеба, достигает 50%. Нежелание правительства связываться с нефтяниками, замена повышения НДПИ манипулированием с акцизами дорого обойдутся всем нам.