Дети из сельской местности Эфиопии, где в колодезной воде превышено допустимое содержание фтора, хуже справлялись с тестами на интеллект и творческим заданием, чем дети из других районов
© Eric Lafforgue/Art In All Of Us/Corbis via Getty ImagesЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен…Показать скрытые ссылки
ТАСС, 27 октября. Ученые из Эфиопии и США обнаружили, что природный избыток фтора в грунтовых водах в сельских районах Эфиопии отражается на умственном развитии местных детей. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Neurotoxicology and Teratology.
"В последние годы активно изучается то, как избыток фтора в питьевой воде влияет на когнитивное развитие и функции детей. Мы подтвердили такую связь в ходе наблюдений за умственным развитием детей в возрасте от 5 до 14 лет, проживающих в сельских районах Эфиопии, где грунтовые воды содержат природный избыток фтора", – говорится в исследовании.
К такому выводу пришла группа исследователей под руководством доцента Тулейнского университета в США Теодроса Годебо в ходе исследования с участием детей из Великой рифтовой долины на юге Эфиопии. Местные грунтовые воды содержат примерно в 5-10 раз больше фтора, чем рекомендуется ВОЗ для профилактики кариеса.
Столь серьезный избыток фтора в воде, как считают многие исследователи, может потенциально негативно влиять на развитие нервной системы. Годебо и его коллеги проверили это, для чего они измерили концентрации фтора в воде и организме 74 эфиопских детей, живущих в Великой рифтовой долине и за ее пределами.
Также ученые провели серию тестов на уровень интеллекта среди этих детей и попросили их в деталях нарисовать человека, ослика или свой дом. Результаты этих тестов ученые сопоставили с различиями в концентрации фтора в организме детей из восьми разных регионов Эфиопии.
Избыток фтора и интеллект детей
Как оказалось, избыток флора в питьевой воде действительно негативно сказывался на когнитивном развитии детей. К примеру, пятикратное превышение его рекомендуемой концентрации было статистически связано с 25% ухудшением в способностях детей рисовать, а также с 42% увеличением числа ошибок в тестах на уровень интеллекта.
Еще более выражено отставание в развитии было у детей из регионов, где концентрация фтора в питьевой воде в десять раз превышала рекомендации ВОЗ. Особенно сильно различия проявлялись при рисовании ослика – с этой задачей очень редко справлялись юные жители регионов Эфиопии с наибольним избытком фтора.
Как предполагают авторы, схожие проблемы характерны для детей из других регионов мира с избытком фтора в питьевой воде. Сегодя в таких условиях живут около 200 млн человек. Это необходимо учитывать как проведении исследований и проработке мер, нацеленных на улучшение условий развития детей, подытожили ученые.