Минпромторг ужесточает требования к их локализации
Минпромторг хочет затруднить доступ зарубежных производителей тракторов к господдержке, введя более жесткие принципы расчета локализации ключевых компонентов трактора на основе балльной системы. Если она будет принята, поначалу доступ к господдержке не смогут получить даже российские производители тракторов, которые тем не менее позитивно оценивают желание чиновников развить компонентную отрасль. Иностранные же концерны грозят прекратить инвестиции в РФ.
“Ъ” стали известны параметры новых правил доступа производителей тракторов к господдержке спроса. Речь, в частности, о субсидируемой государством скидке на технику в размере 25–30%, благодаря которой российские производители наращивают долю на рынке. Согласно подготовленному Минпромторгом проекту постановления правительства (есть у “Ъ”), производители тракторов должны в основном использовать российские компоненты — им нужно набрать 75 из 100 возможных баллов. Наибольшее число баллов дается за производство коробки передач (18) и двигателя (14), еще по 7 баллов дает выпуск заднего и переднего мостов, остальные операции — от 1 до 5 баллов. При этом минимальное количество баллов для доступа к господдержке будет расти и достигнет 90 баллов к 2030 году. Это позволит снизить долю иностранных компонентов и материалов в себестоимости техники до 10%, сказали “Ъ” в Минпромторге.
Производить только заключительную сборку крупных и несложных компонентов не получится: по каждой операции предписывается локализация ее частей в определенные сроки. Например, для механической КПП необходимо, в частности, осуществлять производство зубчатых колес, валов, барабанов и др. с выполнением ковки, штамповки, механической и термообработки.
Балльная система подсчета локализации для сельхозтехники вводится по поручению премьера Дмитрия Медведева — изменения должны быть внесены в правительство до 30 апреля. Аналогичная система с августа 2018 года разрабатывается для автопрома, но там концепцию локализации компонентов в определенные сроки посчитали избыточным регулированием (см. “Ъ” от 5 марта и 13 марта). Позднее система будет распространена на дорожно-строительную и спецтехнику.
Рынок тракторов составляет около 20–22 тыс. штук, в том числе 2,5 тыс.— российское производство, а около 10–12 тыс. приходится на импорт и сборку в РФ белорусской техники. При этом в сегменте энергонасыщенных тракторов (около 3,5 тыс. штук) на российские приходится 65–70%, говорит Денис Максимкин из «Росспецмаша» (лобби отечественных машиностроителей). Действующие требования не предполагают детализации по выполняемым операциям, продолжает он, и производством двигателя или трансмиссии можно считать заключительную сборку. По его словам, из установленных требований уже очень многое освоено, но есть объективные сложности с качеством производимых компонентов. Господин Максимкин признает, что требование набрать 75 баллов превышает текущий уровень локализации, но в целом считает его исполнимым.
В союзе производителей сельхозтехники Германии VDMA Agricultural Machinery говорят, что проект балльной системы содержит даже более жесткие требования, чем проект Минпромторга, опубликованный летом 2018 года. Согласно нему, предполагалось к 2022 году локализовать пять из шести основных операций (кабина, коробка передач, двигатель и т. д.). В АЕБ и VDMA Agricultural Machinery тогда сочли, что перечень операций разработан на основе производства концернов РФ и регламентирует технологию изготовления тракторов. На этом фоне иностранные производители могут приостановить инвестиции, а аграрии пострадают из-за роста цен на тракторы, сообщалось в их обращении к вице-премьеру Дмитрию Козаку (см. “Ъ” от 23 января).