Сохранится ли космический туризм в России?

Сохранится ли космический туризм в России?
Сохранится ли космический туризм в России?

Когда 12 апреля 1961 года корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту поднялся на орбиту, Сергей Королев заметил, что в недалеком будущем путешествия в космос будут доступны по профсоюзным путевкам.

Он ошибся только отчасти: Россия действительно вышла в лидеры космического туризма, но вот ее клиентами оказались в основном богатые американцы. Но, кажется, нам придется уступить и лидерство в этой сфере.

Идея продавать билеты в космос появилась в России не от хорошей жизни: в 90-е годы хроническое безденежье, поразившее ракетно-космическую отрасль после развала СССР, заставляло искать любые способы выживания. Было принято решение сократить экипаж на станции «Мир», освободив место для богатых искателей приключений. Но реализовать идею удалось только на Международной космической станции.

Первым полноценным туристом, заплатившим в 2001 году из своего кошелька 20 млн долларов за путешествие на МКС, стал американец Деннис Тито. Миллионер совершил полет на корабле «Союз», открыв эру космического туризма. Вторым был бизнесмен Марк Шаттлворт, летавший в космос в 2002-м. После него туристами полетели еще два американца: Грегори Олсен и Ануше Ансари. Так Россия оказалась лидером в этой отрасли.

Туристам предлагались корабли «Союз ТМ-11» и «Союз ТМ-12», которые считаются самыми безопасными. Предполетную подготовку космонавты-любители проходили в Звездном городке. Гости могли купить опцию выхода в открытый космос, но для этого им пришлось бы заплатить еще 5 млн долларов. Обсуждался также туризм на Луну и Марс. Сколько будет стоить путевка на Красную планету, никто не сообщал, но сгонять на пару дней на Луну обошлось бы в 700 млн долларов.

Дальше – больше: в 2014 году появилась компания «КосмоКурс», которая занималась разработкой и предоставлением услуг туристических суб­орбитальных полетов. Для проведения пусков планировалось создание космодрома под Нижним Новгородом. Билет в космос ориентировочно оценивался в 200-250 тысяч долларов. Компания планировала проводить до 115 пусков в год, отправляя в путешествие до 700 человек. Первый полет планировался на 2025 год, но несколько лет назад корпорация закрылась.

Сегодня желающих летать к звездам с Рос­космосом стало куда меньше. К тому же у россиян появились серьезные конкуренты, например Илон Маск и его компания SpaceX.

«Космические туристы начали посещать МКС, когда у России были свободные места на пилотируемых кораблях, летающих к станции. Производственные мощности позволяли отправлять по 3-4 «Союза» в год, что превышало потребности в запусках как с российской, так и с американской стороны. Однако, когда программа NASA «Спейс Шаттл» завершилась, свободных мест на пилотируемых кораб­лях уже не осталось. Сейчас ситуация снова поменялась. К МКС стали летать Crew Dragon компании SpaceX. Поэтому свободные места на «Союзах» появляются вновь», – рассказал член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

За неимением богатых иностранцев чиновники пытаются привлечь к полетам состоятельных сооте­чественников. На Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году генеральный директор компании «Главкосмос» Дмитрий Лоскутов призвал обеспеченных россиян посетить МКС, «вписав свое имя в историю освоения космоса в качестве первого космического туриста из России». По его словам, возможность полететь на станцию в качестве туриста появится в 2024 году. Стоимость Лоскутов не озвучил, но известно, что занимающаяся организацией частных полетов в космос компания Space Adventures продает «билеты» на станцию по 50 млн долларов. В России, вероятно, вый­дет немного дороже.

В нашей стране последний туристический полет состоялся в 2021 году. На космическом корабле «Союз МС-20» на МКС полетели японский миллиардер Юсаку Маэдзава и его оператор Йозо Хирано.

В прошлом году Дмитрий Рогозин, бывший еще главой Роскосмоса, обвинил зарубежных партнеров в том, что они вводят санкции на российские ракеты-носители и планируют с 2023 года полностью уничтожить конкуренцию на космическом рынке. Естественно, речь шла о куда более серьезных проектах, чем покатушки на орбиту. Но уже сейчас понятно, что для космического туризма в России наступили нелегкие времена.


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*