Вагоны со старыми колесами группы запрещены
Ространснадзор запретил использовать вагоны с колесами, выпущенными в 2003–2006 годах одним из двух российских производителей — Нижнетагильским меткомбинатом (НТМК) Evraz. С их дефектом связывают два схода грузовых вагонов в последний год. Железнодорожники испытывают острый дефицит колес на 200–300 тыс. единиц в год. Но, по мнению участников рынка, колес НТМК, попавших под запрет, осталось не более 6 тыс. штук, то есть он ситуацию серьезно не ухудшит. В Evraz же говорят, что с 2005 года не выпускают колеса, в которых в принципе возможен выявленный дефект.
Госжелдорнадзор (входит в Ространснадзор) 2 апреля выдал предостережение «о принятии мер по исключению случаев нарушения обязательных требований» при допуске к эксплуатации подвижного состава, укомплектованного цельнокатаными колесами (ЦКК), выпущенными с апреля 2003 года по январь 2006 года на НТМК Evraz. О поступлении документа 17 апреля глава управления вагонного хозяйства ОАО РЖД Михаил Сапетов уведомил некоммерческие партнерства операторов.
В предостережении сообщается, что только в 2018–2019 годах при использовании вагонов, укомплектованных такими колесами, произошло два случая их излома. Это привело к крушению грузового поезда на станции Чайковская Свердловской железной дороги в феврале 2018 года (сход с рельсов 14 вагонов с бокситами) и сходу вагона с углем на перегоне Хризолитовый—Арамиль той же дороги в феврале 2019 года. Заключение металлографической экспертизы установило, что «очагами зарождения трещин, приведшими к излому ЦКК при крушении поезда, явились концентраторы напряжения — складки на внутренней поверхности диска». Ведомство требует не допускать такие вагоны на инфраструктуру.
НТМК — один из двух основных производителей колеса в РФ (наряду с Выксунским метзаводом Объединенной металлургической компании), мощность — свыше 500 тыс. колес в год, к 2020 году компания намерена увеличить ее почти до 600 тыс. и может построить второй колесно-бандажный цех на 200 тыс. единиц.
Предостережения Ространснадзора носят стандартный характер информирования, отмечает собеседник “Ъ” в отрасли, они выдаются на владельца инфраструктуры и/или подвижного состава и указывают на обязательность обеспечения безопасности.
Как российский дефицит колес предложено покрыть спорной импортной продукцией
Колеса НТМК соответствуют нормам безопасности, так как отсутствуют обязательные в таких случаях требования к комбинату, говорят в Evraz. «Экспертиза лишь выявила наличие концентраторов напряжения в колесе, что не является признаком нарушения действовавшей технологии,— подчеркивают там.— С 2005 года возникновение подобных концентраторов в колесах НТМК вообще невозможно в связи с переходом на технологию полнопрофильной обработки колес». Предостережение, по сути, нужно для запуска механизма изъятия из эксплуатации колес с истекшими сроками службы (12 лет), добавляют в Evraz.
ЦКК за последние полтора года сильно подорожали — цена колеса достигает 90 тыс. руб. на споте при 40–50 тыс. руб. у производителя. Дефицит оценивается в 200–300 тыс. колес, российские предприятия не могут оперативно увеличить объем выпуска на нужную величину, что делает необходимыми поставки из Китая (см. “Ъ” от 16 ноября 2018 года). В этой ситуации изъятие крупной партии колес с рынка могло привести к росту цен. Но в ОАО РЖД говорят, что под запрет попало лишь 3 тыс. колесных пар, или 6 тыс. колес.
Источник