Компания показала почти 6 млрд руб. прибыли
Когда-то проблемный АвтоВАЗ по итогам 2018 года показал прибыль по МСФО 5,86 млрд руб. против убытка годом ранее. Выручка компании выросла сразу на 25,5%, до 283,1 млрд руб. Компания рефинансировала большинство своих краткосрочных финансовых обязательств долгосрочными, однако фактором риска остается тот факт, что чистые активы компании по итогам года были отрицательными. Впрочем, отмечают аналитики, при имеющейся поддержке основных акционеров риски для компании минимальны, особенно в свете улучшения операционных показателей.
Чистая прибыль АвтоВАЗа за 2018 год составила 5,86 млрд руб. против убытка в 9,66 млрд руб. годом ранее, сообщается в отчетности компании по МСФО. Выручка выросла на 25,5%, до 283,13 млрд руб., операционная маржа — в 9,15 раза, до 14,65 млрд руб. Концерн уже показывал прибыль в отчетности за шесть и девять месяцев 2018 года, и аналитики ожидали, что улучшение финансовых показателей автоконцерна продолжится. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году АвтоВАЗ нарастил продажи Lada на 16%, до 360,2 тыс. автомобилей при росте рынка на 12,8%, до 1,8 млн машин.
Согласно отчетности, долгосрочные обязательства компании в 2018 году составили 64,5 млрд руб. против 62 млрд руб. в 2017 году. Краткосрочные обязательства сократились в 1,7 раза, до 70,6 млрд руб., торговая кредиторская задолженность — на 27,5%, до 50,55 млрд руб. Оборотные активы АвтоВАЗа составили 61,4 млрд руб. Превышение краткосрочными обязательствами оборотных активов в компании называют фактором неопределенности. Чистые активы на конец года были отрицательными. При этом среди положительных тенденций отмечается, что АвтоВАЗ рефинансировал большинство своих краткосрочных финансовых обязательств долгосрочными, а новые соглашения о привлечении финансирования не содержат условий, которые могут дать кредиторам право потребовать досрочного погашения задолженности.
В целом в компании говорят о негативном влиянии санкций на российскую экономику и о высоких процентных ставках в рублях, что в совокупности снижает доступность капитала и повышает его стоимость, а также создает неопределенность относительно дальнейшего роста экономики.
Факторами неопределенности продолжения непрерывной деятельности в компании также называют существенную зависимость от поддержки акционеров, финансовые и рыночные условия и изменения в госпрограммах для автопрома. Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что операционный результат компании намного лучше, чем несколько лет назад, и поддержка основных акционеров сводит к минимуму какие-либо риски прекращения деятельности, даже если в долговых ковентантах это прописано.
Финансовое оздоровление АвтоВАЗа в 2016 году решили провести основные акционеры завода Renault—Nissan (в сентябре 2017 года Nissan вышел из альянса) и «Ростех». В рамках первого этапа в декабре 2016 года АвтоВАЗ провел допэмиссию на 26,1 млрд руб., акции выкупили Alliance Rostec Auto (нидерландское СП Renault—Nissan и «Ростеха»), Renaissance Securities и другие миноритарии. В ходе второго этапа весной 2018 года автоконцерн конвертировал в акции долги на 61,4 млрд руб., которые по закрытой подписке приобрело СП. При этом «Ростех» и Renault переуступили в пользу Alliance Rostec Auto права требования по долгам АвтоВАЗа — по 30,7 млрд руб.
Почему собственника АвтоВАЗа переводят в российскую юрисдикцию
СП в октябре выставило миноритариям АвтоВАЗа принудительную оферту на выкуп их акций, увеличив ранее свою долю в концерне до 96,64%. Как следует из списка аффилированных лиц АвтоВАЗа по состоянию на 31 декабря, Alliance Rostec Auto B.V. стало единственным акционером компании, доведя свою долю в капитале автопроизводителя до 100%. Согласно материалам Renault, СП завершило принудительный выкуп акций 26 декабря, приобретя 375,07 млн акций (259,8 млн обыкновенных и 115,25 млн привилегированных), что составило 3,36% уставного капитала АвтоВАЗа. При этом доли в Alliance Rostec Auto были перераспределены: теперь у Renault — 67,61% (ранее — 66,2%), у «Ростеха» — 32,39% (ранее 33,8%). В начале апреля АвтоВАЗ завершил делистинг акций по решению Alliance Rostec Auto.
Как следует из отчетности, Минпромторг подписал специнвестконтракт (СПИК, дает налоговые льготы в обмен на инвестиции) с АвтоВАЗом и регионами, его партнеры по альянсу Renault, Nissan и Mitsubishi по контракту выступят в качестве привлеченных сторон. Проект предполагает развитие модельного ряда автомобилей Lada, Nissan, Datsun, Renault и Mitsubishi, модернизацию мощностей для их производства, а также локализацию производства коробок передач совместно с японскими партнерами и дальнейшее развитие производства двигателей.
Общий объем инвестиций по СПИК АвтоВАЗа — более 70 млрд руб. на десять лет.
На конец 2018 года АвтоВАЗ не начал инвестировать в проект. Также в отчетности отмечается, что в налоговое законодательство не были внесены изменения, поэтому компания приняла решение продолжать применять действующую ставку 20% для расчета отложенного налога. Как сообщал “Ъ” от 25 марта, сейчас в рамках СПИК есть сложность с применением льготной ставки по налогу на прибыль. Инвесторы жаловались, что действующая редакция Налогового кодекса предполагает, что такая льгота действует только в случае получения 90% доходов от реализации СПИК, что делает невозможным ее применение для проектов по модернизации существующих производств. Сейчас проект нового инвестрежима предполагает, что будет предусмотрена возможность раздельного учета налоговой базы, что должно позволить допустить к праву на льготу инвесторов, которые не создают новые производства в рамках СПИК.