Петербург в некоторых картинах становится не просто местом, где проходят съемки, а настоящим актером. Специально для портала «Нева.Тудей» мы составили рейтинг фильмов, герои которых по сюжету живут в Северной столице. А также спросили мнение режиссера Павла Смирнова, насколько достоверно показан город в рейтинговых картинах, какой у Питера характер и привычки, каковы особенности съемочного процесса в условиях города.
Фото: unsplash
ТОП-лист фильмов, созданных в Петербурге
-
«Брат» (Россия, драма, криминал, боевик, реж. Алексей Балабанов, 1997 год).
«Невский. Охота на Архитектора» (Россия, реж. Павел Смирнов, Дмитрий Аверин, Иван Мошняков, Армен Назикян, Игорь Драка, детектив, сериал, 2023 год).
«Прогулка» (Россия, драма, мелодрама, реж. Алексей Учитель, 2003 год).
«Бандитский Петербург: Барон» (Россия, драма, криминал, реж. Владимир Бортко, Андрей Константинов, 2000 год).
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (Россия, биография, реж. Андрей Хржановский, 2008 год).
«Майор Гром: Чумной Доктор» (Россия, реж. Олег Трофим, боевик, криминал, детектив, 2021 год).
«Питер FM» (Россия, мелодрама, комедия, реж. Оксана Бычкова, 2006 год).
«Реализация-2» (Россия, детектив, криминал, реж. Павел Смирнов, Михаил Вассербаум, Ким Дружинин, 2020 год).
«Петербург. Только по любви» (Россия, комедия, мелодрама, реж. Аксинья Гог, 2016 год).
«Поцелуй бабочки» (Россия, боевик, мелодрама, криминал, реж. Антон Сиверс, 2006 год).
Режиссёр Павел Смирнов / Фото из личного архива Павла Смирнова
Режиссер Павел Смирнов: «В Москву за деньгами, в Питер – за любовью»
Павел Смирнов — режиссер популярных сериалов на телеканалах СТС и НТВ. Его фильмы нравятся многомиллионной российской аудитории. Так, авантюрную комедию «Принц Сибири» посмотрели 4,8 млн раз, картина «Барс» набрала 1 млн просмотров, но настоящими рекордсменами являются сериалы «Невский» и «Реализация». «Реализацию» посмотрели на сайте НТВ и других платформах более 113 млн человек. А сериал «Невский» за время показа собрал 220 млн просмотров. В 2019 году режиссер получил 1-е место за лучшую режиссерскую работу над фильмом «Барс» от «МедиаБренд». Картина «Свои» номинировалась на ТЭФИ в 2018 году, а сериал «Реализация» вошел в шорт-лист «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)» за 2019 год. Большой профессионал своего дела рассказывает об особенностях съемки в Петербурге:
Режиссёр Павел Смирнов / Фото из личного архива Павла Смирнова
«Петербург очень удобно показывать в фильмах, потому что это город-трансформер. Когда холодно и пасмурно, он превращается в «Черный пес Петербург» из песни Юрия Шевчука, принимает облик из фильма «Брат», сериала «Невский», «Бандитский Петербург». Я вырос в «Бандитском Петербурге». Я помню 1990-е годы, преступность и это мрачное тяжелое состояние города, которое очень хорошо подчеркивается в этом сериале. Кажется, этот образ доминирующий, но все петербуржцы знают, что, когда выходит солнце, город мгновенно преображается, превращаясь в условный «Питер FM» с романтичной аурой, дающий надежду на то, что все мечты и желания здесь могут сбыться».
Павел Смирнов: «Петербург очень удобно показывать в фильмах, потому что это город-трансформер».
Какой у Питера характер?
П. С.: Питер дуален в своих проявлениях. Вопрос в том, как именно режиссер видит его, как считывает. Характер Санкт-Петербурга в июле — солнечный, открытый, свободный, парадный, открыточный, это идеальное место для съемок таких романтичных фильмов, как «Прогулка» и «Питер FM». Есть выражение: «В Москву за деньгами, в Питер — за любовью», и я, как режиссер, полностью согласен. Романтика, любовь и свобода — это одна часть Питера. Мне, конечно, нравится именно такой Петербург. Но здесь мы плавно переходим ко второй половине дуальности. Это как раз такая затяжная осенне-зимняя пора. В это время город, словно оборотень, превращается в пространство депрессии, тоски и грусти, циничной честности, когда ты сталкиваешься с суровой реальностью. Такое состояние прекрасно передано в картинах «Бандитский Петербург» и «Невский» — это реальный Петербург, такой как есть — хладный, монументальный, жесткий, чуть неприветливый для жителей.
Павел Смирнов: «Есть выражение: “в Москву за деньгами, в Питер – за любовью”, и я, как режиссёр, полностью согласен».
Каковы особенности съемочного процесса в условиях города?
П. С.: Все познается в сравнении. И особенности съемочного процесса всегда нужно сравнивать с условными Москвой, Псковом, Тулой. Основное отличие в непредсказуемости погоды, когда съемки идут на натуре, все прогнозы погоды идут к черту. Метеорологи накануне обещают, что должно быть тепло, светло, весело и прекрасно, а ты выходишь на площадку — идет дождь и срываются все съемочные планы, которые ты так долго выстраивал. Так что погода — главная черта и сложность Петербурга при производстве натурных съемок. В то же время есть плюсы: Питер — красивый город. Если ты снимаешь в центре и тебе стилистически это подходит, то куда камеру ни поставь, все равно попадет на задний план красивая архитектура и единый стиль. Москва крайне эклектична в этом смысле, там нужно очень строго искать локации, поворот камеры на 90 градусов — и ты словно оказываешься в другом городе. А Питер построен в одной архитектурной модели, что, конечно, помогает режиссерам в их замыслах, тут есть где творчески развернуться.
Павел Смирнов: «Питер построен в одной архитектурной модели, что, конечно, помогает режиссерам в их замыслах, тут есть, где творчески развернуться».
Объясните, пожалуйста, почему на ваш взгляд петербургские боевики и детективы имеют больший рейтинг по сравнению с мелодрамами?
П. С.: Северная столица подходит для съемок подобного жанра. Петербургские боевики и детективы, все, что связно с бандитскими и околополицейскими разборками, — это все как будто отражает реальность происходящего. Так как зрители не были в этом мире, им хочется окунуться в эту иллюзию, а благодаря мрачной атмосфере Петербурга это происходит легко. Когда мы работали над сериалом «Реализация», я смотрел предыдущие серии и помню, как включился в экранную историю и даже поймал себя на мысли, что поверил в реальность происходящего. А ведь это, собственно, город на Неве создает такое ощущение, он стилистически подчеркивает то, что написано в сценарии, показывает «правду жизни», помогая подобным историям стать захватывающими и острыми.
Источник: neva.today