Население страны в массе своей становится все менее мобильным, зато прибыли перевозчиков растут. Этот парадокс хорошо виден на примере РЖД, чья чистая прибыль за полгода выросла на 56% и объясняется просто: цены на билеты немилосердно рванули вверх.
На днях ОАО «РЖД» опубликовало финансовую отчетность компании по российским стандартам. Чистая прибыль в первом полугодии составила 28,6 млрд рублей, что на 56% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выручка от грузовых перевозок выросла почти на 4%, от пассажирских перевозок в дальнем сообщении – на 30%, в пригородном – на 43%.
Выручка растет, а пассажиропоток снижается. Так, на поездах дальнего следования в 2015 году количество пассажиров уменьшилось на 4%. И немудрено, если проезд по железке сегодня стоит примерно так же, как перелет. Хотя время в пути не в пример длиннее.
Вот когда вспомнишь бывшего главу ОАО «РЖД» Владимира Якунина, которому пресса вменяла огромное хранилище для шуб, а не дикие цены на билеты.
«Падение пассажиропотока кажется на первый взгляд незначительным, – комментирует глава Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов. – Однако если каждый год количество пассажиров будет падать на 5%, то через десять лет уменьшится вдвое».
Попросту говоря, россияне сядут сиднем, и это непременно скажется на экономике.
Снижение пассажиропотока заметно и в очередях в кассы: если в середине нулевых билет на поезд в летнее время нужно было покупать за месяц, то сегодня многие поезда ходят полупустыми. В конце июля – начале августа билеты на многие направления можно купить в день отправления поезда. Если брать билеты за неделю, то даже на популярные летом поезда из Москвы в Анапу найдутся сотни и сотни свободных мест.
«Мест много, но цены кусаются, – продолжает Самохвалов. – Купе до Анапы стоит 4-8 тыс. рублей, плацкарта – от 3 тысяч. При этом авиабилет до Анапы можно купить за 6 тыс. рублей».
Впрочем, российские авиаперевозчики работать с низким уровнем рентабельности тоже не приучены – дешевые авиабилеты предлагают в основном иностранные компании. «В Будапешт и обратно авиакомпанией Wizz Air можно слетать от 3,5 тыс. рублей вместе со сборами, – говорит Самохвалов. – Покажите мне хоть одну российскую компанию с такими ценами! «Победа» иногда предлагает дешевые билеты, но их мало. К тому же в цену не входит стоимость провоза багажа».
Хотя одна из отечественных авиакомпаний предложила на днях билеты за 1,5 тыс. рублей до Варны и Бургаса. Но и эта дешевизна оказалась с подвохом. «Полторы тысячи стоит билет в один конец, то есть вы должны туда прилететь и там остаться. А если вы планируете вернуться в Москву, то обратный билет обойдется вам уже тысяч в 17-20 плюс 3 тысячи за багаж», – констатирует Самохвалов.
В среднем цена на авиабилеты этим летом выросла в 1,5 раза по сравнению с прошлым. А, согласно официальной статистике Федерального агентства воздушного транспорта, в первом полугодии пассажиропоток в России снизился на 11%. Словом, кому война, а кому мать родна.