Елена Бойко говорит: переплатила за машину почти миллион рублей. Уже через четыре дня после покупки забарахлил мотор, а в сервисе выяснилось, что бывший владелец Kia взломал одометр.
"Пробег в 2019 году был уже 93 тысячи. После спустя два года, в 2021 году, он также делал диагностическую карту – пробег 138 тысяч. Мне заявленный пробег был 82. 50 тысяч, да, как с куста", – рассказывает Елена.
А ведь пробег влияет не только на стоимость машины, но и на аварийность.
"В том числе участилось количество случаев ДТП с автомобилями, как потом выяснилось, со скрученным пробегом. Они не получали надлежащего технического обслуживания", – поясняет юрист Юрий Капштык.
В прошлом году из пяти миллионов проданных в России подержанных машин у каждой четвертой был скручен пробег. В ассоциации автодилеров, предлагают за это наказывать.
"Предусмотреть за первый случай наказание в виде штрафа от 300 тысяч рублей до миллиона. Чем определить этот размер? В зависимости от той выгоды, которую попытался человек получить", – предлагает вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Алексей Подщеколдин.
На второй раз сажать на срок до трех лет. Так суды поступают в Германии. Там срок до года, во Франции – два. В США десять лет получил дилер Шмуэль Галли, который скручивал пробег. Арестовывают и в Японии. В Чехии крупный штраф – под 2 миллиона рублей. В Индии – около 100 тысяч. В Китае продавец, который скрутил пробег, отдает покупателю тройную стоимость машины. В российских сетях пока тысячи тематических предложений.
Для того чтобы скрутить пробег автомобиля до любой цифры, специалисту нужен был лишь провод и телефон со специальной программой. Но все пошло не по плану.
По словам экспертов, смысла в таких манипуляциях с каждым годом все меньше. На старых машинах, где одометр был механическим, пробег действительно скручивали. Буквально крутили колесико. В новых автомобилях информацию о том, сколько километров прошла машина, хранят десятки блоков управления. Но будущее, говорят специалисты, за облачными сервисами. Они хранят информацию о пробеге онлайн, а потому нет никакого смысла взламывать сам автомобиль.
"Часть как раз неправильных продавцов, назовем это так, занимаются тем, что рисуют на приборке циферки, а внутри в блоках управления остается старый, настоящий пробег", – отмечает руководитель автосервиса Евгений Татаренов.
Любое дилерское оборудование такую скрутку пробега обязательно увидит.
Специалисты говорят: полный взлом все же возможен.
"Когда человек досконально, абсолютно, от начала и до конца, во всех блоках, где есть километраж, везде это все скручивает и убирает всякие моточасы и все остальное. Все, докопаться невозможно до машины", – говорит электрик-диагност автосервиса Алексей Смирнов.
Многие боятся, что отвечать за скрутку пробега придется тому, кто машину купил. Авторы идеи успокаивают: пробег сейчас фиксируется во всех базах данных, и в страховых, и в дилерских, и ТО. Инициатива направлена на то, чтобы повысить культуру продаж.
"У нас она ни на каком уровне не поставлена. Более того, даже бытует такое мнение, что это не преступление никакое, правонарушение. Это такая шалость. Ну скрутил пробег, и даже не скрывает", – сетует автоэксперт Игорь Моржаретто.
Хотя юристы указывают: похожие статьи уже есть. В КоАП это "Обман потребителя", в УК – "Мошенничество". Только применительно к скручиванию пробега они почему-то не работают.