Уход ряда западных автомобильных компаний из России в 2022 году открыл широко открыл ворота для китайского автопрома. Заводы Поднебесной продолжают самостоятельно осваивать российский авторынок. Компания Chery привезла в Россию новый суббренд Omoda, а Great Wall представил Tank. По параллельному импорту российским покупателям стали доступны более полутысячи моделей 85 автобрендов.
К такому выводу пришли эксперты агентства "Автостат". Разброс предложения велик от бюджетного хэтчбека Suzuki Baleno до спортивного Ford Mustang. Но несмотря на это хорошие перспективы оказались и у российского автопрома. У российской LADA неплохие перспективы. Российская автомарка может занять до половины рынка, на всех китайских автопроизводителей придется до трети продаж.
Глава департамента продаж одного из российских автодилеров Рустам Назаров считает, что китайские производители действительно в том числе за счет демпинговых цен пытались захватить максимальную долю российского рынка. Но сейчас у них практически не осталось конкурентов. Также нет и жесткой конкуренции между китайскими брендами в России. Китайские производители машин не вернутся к практике снижения цен до тех пор, пока не захватят до половины российского рынка.
Секрет успеха любого производителя в России вывел директор по маркетингу другого российского автодилера Сергей Новосельский. По его словам, удача будет сопутствовать тому, что сможет представить конкурентоспособный бюджетный кроссовер в диапазоне цены от 1,4 до 1,6 миллиона рублей. Это позволит производителю такой машины за год-другой занять долю южнокорейских гигантов Hyundai и KIA.
Этим требованиям не отвечает даже "Москвич 3", который начали выпускать на московском автозаводе вместо Renault Duster, Renault Arkana и Renault Kaptur, таким требованиям не отвечает. Он минимум на 400 -500 тысяч дороже, а значит, не может рассчитывать на захват этого сегмента рынка. Пока ниша "Москвича" – это корпоративные клиенты, а не простой российский покупатель. В 2023 году планируется выпустить от 30 до 50 тысяч этих кроссоверов, как электрических, там и с бензиновыми моторами. "Москвич" также планирует наладить выпуск седанов класса C+, это как Skoda Octavia. Еще хуже ситуация для электрических Evolute, даже несмотря на скидку в 925 тысяч рублей, которые на покупку электрокара выделяет государство.
От 50 до 70 тысяч машин может произвести в партнерстве с Chery или BAIC. До 30-35 тысяч способен произвести УАЗ, но новых марок от него ждать не приходится. Вместе с суббрендами EXEED и OMODA Chery в 2023 году рассчитывает продать в России 200 тысяч машин. Всего же российский авторынок в новом году оценивается, по разным оценкам, в 600-800 тысяч машин.
При этом сейчас продажи подержанных машин к новым составляют 6:1 или даже 8:1. К подержанным, правда, относятся не только машины со вторичного рынка, но и ввезенные по параллельному импорту. При этом, нынешние таможенные пошлины и расходы на логистику делают ввоз автомобилей в Россию дешевле двух миллионов просто невыгодным. Усугубляет ситуацию возвращение с февраля 2023 года установки на автомобили тревожной кнопки от ЭРА-ГЛОНАСС. А это новые дополнительные расходы, которые не дают думать о снижении цены.