Виды автономных автомобилей по классам самостоятельности
Все автопроизводители уверены, что за автономными автомобилями будущее. Но полностью воплотить эту технологию в реальность крайне сложно, именно поэтому удается разработать лишь промежуточные модели, которые сочетают в себе разные уровни автономности.
Тем не менее, в последнее время автопроизводителям удалось достичь неплохих результатов в этом направлении. Все системы управления машиной они отдают на откуп бортовому компьютеру. Что ж, возможно, когда-нибудь наступит тот прекрасный день, когда транспортные средства смогут добираться до пункта назначения без участия водителя.
Правда, есть некоторые производители автомобилей, которые категорически не желают осваивать эту технологию. Свое решение они объяснят тем, что многие автолюбители еще не готовы покупать автономные машины. Но это не так — водители уже давно пользуются частично автономными транспортными средствами. Некоторые функции, которыми оснащаются современные машины, не требуют вмешательства человека.
Вспомним хотя бы автоматический свет в салоне, который включается при открывании дверцы, и дворники, приходящие в движение во время дождя. Уже не говоря про круиз-контроль, без которого не могут жить некоторые автолюбители. Кстати, последний в скором времени может стать полностью адаптивным. Когда это произойдет, мы сможем с уверенностью говорить о том, что транспортные средства стали поистине автономными.
По мнению автопроизводителей, полностью автономная машина станет реальностью в следующем десятилетии. Такие транспортные средства будут оборудованы системой удержания полосы движения, а также технологией распознавания дорожных знаков.
Безусловно, прежде, чем это случится, технология должна пройти несколько этапов, уровней развития. Что, в принципе, мы сейчас и наблюдаем. И все же давайте попробуем систематизировать существующие автономные функции и создать собственную шкалу этих уровней.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) уже создала похожую шкалу. Она состоит из 5 уровней. Эксперты учли опыт таких крупных компаний, как Google, Ford и Tesla. Именно они проявили наибольшую активность в развитии автономных технологий.
Разработанную экспертами NHTSA шкалу уровней взяли на вооружение и автопроизводители. Они руководствуются ею при выпуске той или иной модели, указывая, к какой категории автономности она относится.
Итак, перечислим основные уровни автономных технологий, которые используются в современных машинах.
Уровень 0: отсутствие автономных функций
К машинам этой категории относятся те транспортные средства, где рулевым колесом, педалью газа и тормоза управляет исключительно водитель. Примечательно, что под этот уровень подпадают и автомобили, оснащенные различными системами оповещения. Как, например, предупреждение о возможном столкновении, приближении перекрестка. Это также и датчики парковки, и так называемое «слепое пятно мониторинга». А все по той причине, что все перечисленные системы являются пассивными. То есть, время от времени водитель должен их настраивать и обновлять.
К функциям нулевого уровня причисляют и такие полезные опции, как автоматическое освещение салона, дворники и даже различные индикаторы. Ведь их можно включать и выключать. Иначе говоря, нулевой уровень является базовым, на котором основаны все последующие категории автономных технологий.
Уровень 1: функциональные автономные системы
Ярким примером этого уровня является адаптивный круиз-контроль, ESP. Эта категория охватывает большинство электронных систем, которыми оснащены современные автомобили. К примеру, это системы экстренного торможения и даже электронного контроля устойчивости. И все же здесь также не обойтись без вмешательства водителя — по-прежнему машины, которые имеют функции 1 уровня, требуют от их владельцев самостоятельно нажимать на газ, тормоз.
Однако электронные системы контроля функционируют независимо друг от друга. Это означает, что в автомобиле установлен адаптивный круиз-контроль и активная система удержания полосы движения, которыми управляет один и тот же набор датчиков. Тем не менее, некоторые из них регулируют скорость транспортного средства в соответствии с дорожной обстановкой, а другие управляют машиной, когда та покидает свою полосу движения.
Также к функциям 1 уровня можно отнести и автономную парковку, так как в случае возникновения опасности столкновения потребуется вмешательство водителя. В противном случае произойдет ДТП.
Уровень 2: комбинированные автономные функции
К ним относятся автопилоты, которые активно используют такие компании, как Tesla, а также Volvo.
В настоящий момент автопроизводители используют несколько модификаций автопилота. Все они в определенных ситуациях могут взять под контроль транспортное средство. Однако всецело доверять им водитель не может. При возникновении опасности он по-прежнему должен взять управление машиной на себя. Основное преимущество комбинированной системы, которая контролирует дроссель и рулевое управление – комфортная езда в несложной дорожной обстановке. Например, если водитель движется в хорошую погоду по ровной неоживленной трассе.
Впервые эту технологию использовала компания Tesla. Несмотря на то, что технология обеспечивает полный контроль над автомобилем, реальность такова, что ей приходится все время «давать советы» водителю. В частности, автопилот от Tesla регулярно «подсказывает» человеку, какие кнопки необходимо нажимать.
Впрочем, комбинированные автономные функции используют не только Tesla и Volvo, но и BMW. Последняя оснастила дистанционным управлением модель 7 серии. Она позволяет водителю припарковать автомобиль с помощью брелока дистанционного управления. Также благодаря ей он может завести машину, включить определенную передачу.
Невзирая на то, что у этой системы много преимуществ, у нее есть и некоторые недостатки. В первую очередь, они касаются датчиков, которые осуществляют мониторинг дорожной обстановки, дорожной разметки. В условиях плохой погоды, обильного снегопада или сильного ливня их эффективность резко падает, что может обернуться аварией.
Уровень 3: автономные системы с ограниченной самоуправляемостью
Подобная технология использована в Audi A7.
Отличие данных систем от автономных функций других уровней заключается в том, что электроника автомобиля заранее предупреждает водителя о ситуациях, в которых управление машиной перейдет автоматике. Правда, в некоторых случаях автолюбителю все же придется принимать самостоятельные решения. Тем не менее, если он не примет управление транспортным средством на себя, автономная система 3 уровня с большой долей вероятности не допустит ДТП.
Примечательно, что 3 уровень автономных систем подразумевает управление дроссельной заслонкой, тормозами и рулевым колесом. Также они способны выполнять перестроение машины из ряда в ряд и даже осуществить резкое торможение в экстренной ситуации. Но опять же, функции данного уровня эффективны лишь на широких автомагистралях, где нет пешеходов и припаркованных транспортных средств. Если же автомобиль, оборудованный такой системой, эксплуатировать в городских условиях, то высока вероятность аварийной ситуации.
Но инженеры Audi значительно усовершенствовали автономные системы 3 уровня. Водитель может спокойно откинуться на спинку сидения и доверить управление машиной бортовому компьютеру, не опасаясь ДТП. Причем на длительное время. Вот только автономные функции 3 уровня так же неэффективны в плохую погоду, как и системы 2 категории. В любом случае, человеческий глаз видит лучше всякой электроники, какой бы ультрасовременной и продвинутой она ни была.
Уровень 4: автономные системы с полной самоуправляемостью
Такие системы применяет Google, а также Volvo.
Это наивысший уровень автономного управления машиной. По сравнению с другими категориями, такие системы не требуют вмешательства водителя. Человек может полностью положиться на электронику — пассажирам остается лишь задать программе конечный пункт назначения, и автономная система все сделает сама.
Впрочем, применять слово «водитель» к автономным системам управления 4 уровня не совсем корректно. Ведь как такового, его в машине не будет. И все же кому-то же такой автомобиль будет принадлежать, именно поэтому тут правильнее употреблять слово «владелец».
В последнее время некоторые автопроизводители провели несколько обнадеживающих тест-драйвов машин, оборудованных автономной системой 4 уровня. Автомобили показали себя неплохо. Тем не менее, выявилось много нюансов, которые требуют доработки. В скором времени автопроизводители и вовсе откажутся от педалей газа и тормоза, рулевого колеса. По их словам, произойдет это через несколько лет.
К системам 4 уровня предъявляют много требований. Оно и не удивительно, ведь машина будет передвигаться сама по себе и в случае возникновения чрезвычайной ситуации должна принять наиболее безопасное решение. Именно поэтому программное обеспечение систем 4 уровня должно быть идеальным и ни в чем не уступать человеческому мозгу, а в некоторых аспектах и превосходить его.
При этом законодательство многих стран несовершенно по отношению к автономным системам управления, что мешает многочисленным автопроизводителям активно осваивать инновационные технологии. Впрочем, не только это препятствует появлению на дорогах полностью автономных машин. Инженерам требуется проделать колоссальную работу, чтобы исправить существующие недостатки автономных систем. В частности, нужно их приспособить к любым погодным условиям.
Так что автолюбителям, которым не терпится поскорее приобрести автономные машины, придется какое-то время подождать. Главное, чтобы их ожидание не затянулось на целое десятилетие.
А как считаете вы? Появятся ли в скором времени на дорогах мира полностью автономные автомобили? Пишите в комментариях.
Автор: Сергей Василенков