Лидером по числу угонов и краж автомобилей в России с начала года стал Санкт-Петербург. Такие данные приводят страховые компании. При этом,общее количество угонов по стране снизилось почти на треть. Как часто раскрывают такие преступления и легко ли вернуть машину уже после ее обнаружения?
"Вот, собственно, талон-уведомление от июня 19-го года. С тех пор никаких звонков, никаких сообщений от полиции я не получала"
Любимый японский кроссовер остался лишь на фотографиях. Когда его украли, москвичка Елена Симачева ждала четвертого ребенка. Вспоминает: вечером оставила машину в охраняемом дворе, а утром ее уже не было.
"Я видела прямо в экране монитора где-то в 2:21, по-моему, ночи, как моя машина выезжает из-под шлагбаума. Дальше ни по каким потоковым камерам, никаких других сигналов, следа. Все исчезло", – рассказала женщина.
Исчезают машины почти по 20 тысяч ежегодно. Некоторые полиция успевает найти в так называемых отстойниках. Одну из таких группировок накануне накрыли в Санкт-Петербурге. Судя по кадрам, снятым полицейскими, автоворы трудились с промышленным размахом.
Один из задержанных говорит, что занимается скупкой автомобилей. Но очевидно: вовсе не скупкой, а кражами, уберечься от которых, по словам экспертов, становится все сложнее.
Как правило, доступ к автомобилю угонщики получают с помощью ретрансляторов, замаскированных под обычную рацию. При этом один злоумышленник перехватывает сигнал от владельца, например, в торговом центре, второй получает его возле машины.
Завладеть сигналом со штатного ключа воры могут и находясь за дверью квартиры. Именно так еще в конце 2016 года украли внедорожник Валерия Горина из Екатеринбурга. И хотя через полтора года машину задержали, вернуть ее пока не удалось.
"Сказали, что смогут отдать только после того, когда выедут на место, признают автомобиль вещдоком. Но в течение двух лет у следствия нашего в городском управлении не нашлось времени, чтобы съездить в Орск", – говорит Горин.
При этом Валерий заявляет: он сам нашел записи с камер и помог полиции выйти на след преступников. Один из них уже за решеткой.
Эксперты признают: подобные дела поступают в суды регулярно. Однако если угонщиков не поймали по горячим следам, поиск автомобилей с перебитыми номерами и поддельными паспортами может затянуться на годы. И все же счастливчики есть.
"Машину вернули меньше чем за неделю. Помог потайной маячок, который передавал ее координаты", – поделился один из интернет-пользователей.
"Не могу поверить! Моя ласточка нашлась в 30 километрах от города. Спасибо неравнодушным очевидцам", – пишет другой.
Увы, пока таких случаев в разы меньше, чем историй с грустным финалом. По статистике, сегодня в среднем раскрывается лишь каждая пятая автокража. И здесь вся надежда вновь на свидетелей и видеокамеры, помощь соцсетей и частных детективов. А еще – на везение.
"Как правило, все заканчивается тем, что люди просто дают ориентировку на автомобиль. Проверяют ее по камерам, по потоку, и на этом все заканчивается, – говорит адвокат Роман Гончаров. – Желательно, конечно же, обращаться постоянно, писать жалобы в прокуратуру, чтобы искали".
Эксперты уверены: искать похищенные авто правоохранители стали бы намного активнее, если бы дела заводили не только на мелких исполнителей, но и на заказчиков. А еще – чаще применяли в уголовных делах статью "Кража" вместо более гуманного "Угона без цели хищения".