Lada XRAY Cross с автоматом: все плюсы и минусы
На ухоженных дорогах балтийского побережья Lada XRAY Cross модного оранжевого цвета выглядели весьма гармонично, порой даже слегка вызывающе. Символично – ведь АвтоВАЗ принял вызов рынка, оснастив свой кроссовер автоматической трансмиссией.
Надо сказать, что жители Калининграда и его окрестностей ездят в основном на иномарках. Непосредственная близость прибалтийских республик и стран Европы позволили еще в конце 80-х в массовом порядке завозить сюда подержанные автомобили из Старого Света. Причем местный автопарк и сегодня не так уж и молод. Поэтому новенькие Lada XRAY Cross вызывали у местных автолюбителей живейший интерес. К тому же наши «Лады» были окрашены в щегольской колер под названием «Янтарь». Да еще и с автоматической трансмиссией.
К слову, под автоматом подразумевается вариатор. Хотя люди из Тольятти упорно не хотят употреблять этот термин, в лучшем случае называя его бесступенчатой трансмиссией. Эта коробка устанавливается на многие модели концерна Renault-Nissan, в который входит и бренд Lada. Помнится, когда такой же вариатор приладили на Sandero Stepway, из-за чего дорожный просвет у машины уменьшился едва ли не на 20 мм. А вот в случае с Lada XRAY Cross такого, к счастью, не произошло. Тольяттинские инженеры изменили конструкцию L-образных передних рычагов, установили оригинальные поворотные кулаки, модернизировали подрамник и оба привода только для того, чтобы клиренс кроссового XRAY остался прежним. И у них это получилось. Мы с коллегой не поленились и проверили расстояние от защиты картера до земли – и можем смело констатировать, что просвет составляет почти заявленные 215 мм.Что касается, мотора, то под капотом прижилась не 1,8-литровая «четверка», уже известная по XRAY Cross с механической коробкой передач, и не вазовский агрегат объемом 1,6 л, а ниссановский 1,6-литровый двигатель серии H4М мощностью 113 сил. По мнению инженеров, с таким мотором вариатор сочетается наиболее оптимально, что позволяет ему оставаться одновременно экономичным и тяговитым. Что ж, проверим.В общем и целом, такое сочетание не разочаровало. Автомобиль резво трогается с места и даже имитирует переход с одной передачи на другую под небольшой сброс газа. Хотя присущая недорогим машинам с вариатором некая «резиновость» при разгоне все же присутствует. При резком нажатии на педаль акселератора происходит театральная пауза, пусть и короткая, после чего XRAY Cross, словно опомнившись, бодро устремляется вперед. Впрочем, к такой особенности коробки быстро привыкаешь. А если ехать степенно и размеренно, то автомобиль очень плавно и мягко набирает скорость, убаюкивая водителя и пассажиров приличным уровнем комфорта.Причем даже на городских скоростях коробка всегда старается удерживать минимальные обороты двигателя насколько это возможно в данной ситуации. Такие настройки мотора и вариатора позволяют существенно экономить на топливе, что является одним из главных требований к агрегату.
Правда, во время тест-драйва нам так не удалось показать чудеса экономичности – бортовой компьютер беспристрастно выдал средний расход топлива в 8,8 л/100 км. Правда, иногда мы с коллегой зажигали по полной. Качество дорог в Калининграде и его окрестностях великолепное – так и подмывает превысить разрешенную скорость. Да и машины еще не обкатаны. Тольяттинцы говорят, что мотор становится менее прожорливым и более резвым после 7000-10 000 км пробега.
Зато удалось испытать коробку в ручном режиме – здесь шесть виртуальных ступеней, которые можно включать последовательно, как на обычной «механике». При этом автомобиль послушно едет на выбранной передаче, пока не поступит команда переключиться на следующую. Если же необходимо резко ускориться, просто несколько раз качните рычаг коробки вперед и вариатор тут же сбросит три, а то и четыре ступени вниз, радуя адекватным набором темпа. Хотя вдоволь наигравшись мануальным режимом, впредь сильного желания орудовать рычагом у нас не возникало. Коробка и в автоматическом амплуа ведет себя вполне логично и предсказуемо.
А вот на серьезное бездорожье на XRAY Cross лучше не съезжать. Ради эффектной съемки мы попытались преодолеть небольшой песчаный участок на Балтийском взморье и буквально через пару метров увязли в сыпучей субстанции. Только благодаря подоспевшим коллегам сумели вытолкать машину обратно. Впрочем, наш кроссовер для этого и не предназначен, в отличие от своего прародителя с механической коробкой передач, у которого в арсенале имеется блокировка переднего дифференциала с системой Lada Ride Select, позволяющей выбрать несколько режимов для уверенного движения по дорожному покрытию умеренной сложности. Версия с вариатором лишена этой функции. Она создавалась как комфортное средство передвижения по хорошим дорогам.
Кстати, вариатор японской компании Jatco, которым оснащена Lada XRAY Cross АТ, имеет в своей конструкции гидротрансорматор, который выполняет роль демпфера между двигателем и самой коробкой – гасит их паразитные вибрации. Благодаря этому удалось избежать толчков и дерганий при движении в пробках. Да и шума от вариатора гораздо меньше, чем на версии с «механикой». Причем разница просто оглушительная. С одной стороны, ручная коробка сама по себе издает повышенные шумы. А с другой, если едешь на машине с вариатором со скоростью 110 км/ч, то тахометр показывает меньше 2000 об/мин. С механической коробкой на этой же скорости стрелка прибора вылезает за 3500 об/мин. Разница – налицо.
Однако высокий акустический комфорт достигается также благодаря улучшенной звукоизоляции. Разработчики проложили специальные поглощающие маты на крыше и на днище, более добротно изолировали моторный отсек и колесные арки. В результате автомобиль получился довольно тихим – мы с коллегой могли вполголоса разговаривать даже на предельно допустимых скоростях.Кроме этих технических особенностей в XRAY Cross с автоматической трансмиссией обновилась и мультимедийная система, которая поддерживает Apple CarPlay и Android Auto. Поэтому теперь можно загружать карты через Google Maps или просматривать сообщения, причем не только СМС, но и в мессенджерах, вроде WhatsApp. Кстати, обновленная мультимедийка появится одновременно как на версиях с вариатором, так и на машинах с «механикой».
В целом XRAY Cross с вариатором показал себя с положительной стороны. Причем плюсов гораздо больше, чем минусов, а стоит машина с таким агрегатом всего на 50 000 рублей дороже аналогичной версии с механической коробкой. При этом в сравнении с «роботом» доплата составляет всего 20 000 рублей. Поэтому если не хватает денег на компактный кроссовер или кроссовую версию модели В-класса, рекомендуем Lada XRAY Cross АТ. Кстати, прайс-лист на автомобиль начинается от 846 900 рублей за базовую, но весьма неплохо оснащенную версию, и упирается в 971 900, где есть практически все.
Текст Сергей Федоров, фото Lada.