За дело взялся Ярославский автомобильный завод – старейшее отечественное предприятие, которое существует и сегодня. В 1947 году миру явился ЯАЗ. Наш экземпляр 1950 года рождения, это седельный тягач грузоподъемностью 7 тонн.
В основе – крепкая, массивная, надежная рама. Просто советские конструкторы знали наших водителей – грузить машину пока полуоси не погнутся.
Подвеска рессорная. У заднего моста двойная главная передача: по сути, как бы два редуктора. На капоте – выразительный медведь, символ Ярославля. Под ним – двухтактный 4-цилиндровый дизель объемом 4 тысячи 564 кубических сантиметров. Максимальная мощность 110 лошадиных сил при 2 000 оборотах в минуту.
В кабине места более чем достаточно. Материал, как раньше писали, комбинированный. Из-за нехватки металла многое делалось из дерева. Но у нас машина богатой комплектации: когда на заводе могли позволить себе сталь, набитую на дерево.
Приборная панель стильная, на легковушках таких не было. В середине спидометр, а по углам масло, вода, амперметр и еще один амперметр.
Водитель этой машины силы должен быть недюжинной. На семитонном грузовике нет усилителя руля! Поэтому повернуть руль и колеса на стоячем автомобиле практически невозможно.
Но вот что удивительно: рулится сносно. И не такой шумный, как я ожидал.
Расход – 30 литров по хорошей дороге. На плохой в трубу вылетают все 50.
Максимальная скорость – 70 километров в час. ЯАЗ выпускали в Ярославле до 1951 года. За это время произвели 1 тысячу 802 таких грузовика. А затем Советский Союз построил новый завод – в Белоруссии. Производство этой модели передали в Минск, где она получила имя МАЗ-200 и пробыла на конвейере до 1965 года.
А в Ярославле тогда решили сконцентрироваться на выпуске новых, трехосных грузовиков. Но это, как говорится, совсем другая история.