От глобальных партнерств российскому автопрому, производящему легковые автомобили, отказываться невыгодно, уверен замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков. Российский автопром пытается перестроить модель развития, уйти от ориентации “на глобальные платформы, глобальное разделение труда и глобальные компоненты”, но при этом продолжит сотрудничество с игроками из “дружественных” стран.
Иной подход сделает продукцию автопрома внутри страны слишком дорогой. Такое заявление чиновник сделал на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором рассматривались проекты госпрограмм, включая подходы к развитию и поддержке российского автопрома, и программу Минпромторга "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
"Интерфакс" отмечает, что по этой программе объем финансирования составит 1,3 триллиона рублей на 2023-2025 годы. Из них почти 460 миллиардов рублей будет выделено в следующем году. Половина этой суммы пойдет на развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения, который включает и финансирование господдержки спроса.
В легковом автопроме надо создавать свои платформы, свою индустрию производства комплектующих, считает Василий Осьмаков. Что касается коммерческого и грузового транспорта, то здесь будет повышаться уровень суверенизации. В этих секторах сохранились и собственные платформы, и свои инженерные школы. Предлагаемая программа предполагает ускорить и уплотнить требования по обязательствам и скорости реализации проектов по локализации.
При этом Василий Осьмаков добавил, что бенефициарами мер господдержки были и российские компании. Иностранные игроки, которые покинули российский рынок, заверил замглавы Минпромторга, ничего не будут получать.
"Если производишь, то получаешь. Не производишь – не получаешь", – назвал Осьмаков главный принцип получения господдержки в автомобильной отрасли.
Он добавил, что средства по госпрограмме исторически получали производителя как КамАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ, которые "сохранили и развили собственные компетенции и являются сейчас нашей опорой".
По данным Росстата, производство легковых машин в России за восемь месяцев 2022 года упало в 2,8 раза или на 64,5 процента. С января по начало сентября этого года было произведено всего 325 тысяч автомобилей. Это связано с тем, что большинство мировых автопроизводителей после начала российской специальной военной операции приостановили работу в Россию, сборку автомобилей и поставку автокомпонентов. Ряд иностранных производителей передали свои производства в госсобственность и поставили свой бизнес на паузу.