Это не подземный тоннель и даже не полигон для испытания подвески с такими-то горками, как может показаться. Это специальный автопоезд, на котором машины прямиком с китайских автозаводов доставляют в крупнейший на северо-востоке КНР терминал, чтобы дальше отправить уже по морю.
– Если раньше мы отгружали продукцию в основном в страны Африки и Южной Америки, то теперь все больше машин отправляется в Россию, Северную Америку и Европу, – поясняет помощник генерального директора Даляньского автомобильного терминала Цзинь Чжаосин.
Каждый месяц только отсюда и только на российский Дальний Восток уходит целых три судна, а это две тысячи машин. Но если в России для них сейчас зеленый свет, то глава Еврокомиссии фон дер Ляйен решила нажать на тормоза, испугавшись, что с такими ценами, которые держат "китайцы", Старый Свет окончательно на них пересядет.
– Цена китайских автомобилей искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий. Это искажает наш рынок. Сегодня я могу объявить, что комиссия начинает расследование в отношении субсидирования электромобилей, поступающих из Китая, – заявила еврочиновница.
Понятно, что господдержка в Китае для бизнеса – дело обычное. Но даже эксперты Bloomberg усомнились в адекватности заявлений главы Еврокомиссии, посоветовав ей не играть с огнем и не провоцировать Пекин на ответные меры. Тем более, что реакция уже не заставила себя ждать.
– Это вопиющее протекционистское поведение, которое серьезно нарушит и исказит глобальную цепочку автомобильного производства и поставок, в том числе в Евросоюзе. Это окажет негативное влияние на экономические и торговые отношения между Китаем и ЕС, – констатировал официальный представитель министерства торговли КНР Хэ Ядун.
В китайском Минторге пообещали защитить своих автопроизводителей. Как именно – не уточнили. Но это могут быть не только иски в ВТО.
Сегодня Китай уже занимает уверенное первое место в мире по экспорту автомобилей, обойдя и давнего своего конкурента – Японию. С начала 2023 года китайцы отправили за границу почти три миллиона авто. И большая часть из них – это электрокары.
Именитые европейских автоконцерны, несмотря на все свои декларации о "зеленом переходе", пропустили поворот в сторону электромобилизации, оставшись далеко на обочине.
Тот же Bloomberg пишет: именно китайские производители электромобилей играют важную роль на рынке экологически чистых машин ЕС. И пусть доля продажи "китайцев" в сегменте электрокаров в Европе все еще не превышает 8 процентов, недавняя выставка в Мюнхене наглядно показала, какой интерес у европейских водителей вызывают новинки из Поднебесной. И дело не только в цене, хотя для потребителя это часто важнее, но и в технологиях, которых у тех же немцев, получается, нет. Как нет и производства, например, аккумуляторных батарей.
– Инновационная динамика на китайском автомобильном рынке очень сильна. Мы видим, что есть много как устоявшихся, более крупных технологических игроков, так и молодых компаний, стартапов, которые придумывают новые и инновационные технологии, – отмечает посетивший выставку председатель правления Mercedes-Benz Ола Каллениус.
Кризис, к которому приехали немецкие автопроизводители, это отражение всего производственного кризиса Европы. И вот уже "Фольксваген" (Volkswagen) объявляет о сокращении рабочих на своем главном заводе по производству электромобилей в Германии. Пока немного – 300 человек, но и в этом еврочиновники тоже винят Китай. А тот обходит европейцев на новом повороте. Ведь та же фон дер Ляйен, как известно, предпочитает родные бренды. Но где гарантия того, что ее очередной лимузин, пусть и с немецким именем, но собран в Германии, а не в Китае?