"Пятерка" – такая простая и такая родная. Машина из моей молодости. Но передо мной очень редкая модификация – ВАЗ-21059, спецверсия для спецслужб. Таких почти не осталось, а те что остались, прячутся от публики очень далеко и глубоко.
Только посмотрите на эти квадратные формы, блокфары, алюминиевые бамперы с резиновой накладкой. Фары оснастили галогеновыми лампочками и очистителями.
И вот теперь к главной изюминке. Редкая редкость по нынешним временам: мотор ВАЗ-4132, ротор или роторно-поршневой.
Объем – 1308 кубических сантиметров, мощность – 140 лошадиных сил при 6 тысячах оборотах в минуту. Движок двухсекционный.
Если к нему добавить секцию, это будет двигатель для "Волги". Если еще одну секцию, четвертую, это будет двигатель для "Чайки". Это конструктор, где каждая секция – 645 кубических сантиметров объема.
В основе мотора – эксцентриковый вал, который выполняет функцию коленвала. А вот в салоне ничего необычного нет. Отделка проста до безобразия, зато сиденья с подголовниками, есть аудиоподготовка. Разгоняется автомобиль стремительно – 9 секунд до ста. А еще звук роторного мотора немного не тот. Максимальная скорость – 180 километров в час. Расход бензина официально – 9,5 литра, на практике – все 20.
Еще один аттракцион от роторного мотора: третья передача, скорость – 20 километров час. Просто нажимаю на акселератор… И машина потянула весело и непринужденно.
Этот двигатель по многим показателям превосходил другие агрегаты. Но ремонтировать его надо было только в заводских условиях и руками специалистов. Да и масло постоянно подтекало и угорало. Партия решила, что в народ такие моторы не пойдут, не рентабельные. А вот для силовиков – в самый раз. Поэтому ВАЗ-21059 трудился в ГАИ, МВД, КГБ.
Сколько выпускалось подобных машин, неизвестно – государственная тайна. Позже на смену "пятеркам" пришли "семерки" для силовых ведомств – ВАЗ-21079. Но это уже совсем другая история.