Совокупная доля «Лукойла» и «Роснефти» на петербургском рынке продажи автомобильного топлива превысила 50%. Об этом сообщает Санкт-Петербургское управление ФАС России. Значит, в соответствии с законом о защите конкуренции, эти субъекты занимают доминирующее положение на рынке розничной продажи автомобильного топлива, делают вывод в ведомстве.
По подсчетам УФАС, в декабре 2018 года доля «Лукойла» и «Роснефти» составляла 33,3%, однако после сделки по покупке ООО «ПТК», «Роснефть» увеличила свою долю рынка более чем в два раза.
«Само по себе доминирующее положение – это не нарушение закона. Это означает, что к ценам на бензин на автозаправках этих компаний у нас будет более пристальное внимание», – приводятся в сообщении слова руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вадима Владимирова.
Одновременно ведомство указывает, что существенно увеличилась доля АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК) от общего числа автозаправок: с 52% в 2018 году до 78,8% на середину августа 2019 года. Это произошло в том числе за счет поглощения компанией «Татнефть» сети из 75 АЗС Neste.
Вадим Владимиров заявил, что «конечно же, ситуация с возросшей долей ВИНКов на АЗС Петербурга тревожная, но тем не менее конкуренция на этом рынке остается достаточно развитой».
У профильных экспертов оценка ситуации более пессимистичная. Как ранее говорил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, он ожидает стремительного вытеснения независимых АЗС, которое, в свою очередь приведет к медленному и неуклонному повышению цен на бензин на рынке (так, АИ-92 «пробьет» психологическую планку в 50 руб. за 1 л в 2021 году). Затем произойдет сокращение числа АЗС, так как ВИНКи будут оставлять только рентабельные для них точки, считает эксперт.