Представительский класс существует в автомире давно, но в Советском Союзе выпускали и такие модели, которые было невозможно купить ни за какие деньги.
Все потому, что они предназначались для партийной элиты – министров, первых секретарей обкома партии, крупных военачальников.
Думаю, вы уже догадались, что речь идет о "Чайке" ГАЗ-14. Первый экземпляр этого автомобиля в 1976 году вручили Леониду Ильичу Брежневу на 70-летний юбилей.
А в 1977 году начали мелкосерийное производство. Это семиместный 4-дверный седан. Длина – больше шести метров. Внешность сдержанная и строгая, как и полагалось партработнику.
Автомобиль низкий, с вытянутым капотом и элегантной хромированной решеткой радиатора.
В багажнике – кондиционер японского производства. Он трудится на благо пассажиров. Водителю такой комфорт не полагается.
Под капотом V-образный, 8-цилиндровый, двухкарбюраторный двигатель объемом 5,5 литра, мощностью 220 лошадиных сил.
В его конструкции впервые применили гидрокомпенсаторы клапанов, чтобы мотор работал тише и не отвлекал от важных государственных дел.
Расход топлива в смешанном цикле достигал 28 литров на сотню. Но главное, конечно, салон – просторный, с удобными креслами. Сиденья среднего ряда откидные, они для сопровождающих или, проще говоря, для охраны.
Обратите внимание: на задних дверях две ручки. Так их можно было открыть как со второго, так и с третьего ряда.
Пассажир мог управлять стереоприемником и кассетным магнитофоном. Для этого в подлокотнике предусмотрен пульт.
На ходу автомобиль степенный, солидный, тяжелый – больше 2,5 тонны. Но до сотни он разгонялся по тем временам шустро – за 15 секунд. Коробка – 3-ступенчатый автомат. Максимальная скорость – 175 километров в час.
Многое здесь сделано "про запас": продублирована система электронного зажигания, установлен дополнительный бензонасос, даже тормоза двухконтурные, чтобы уж точно не отказали.
Этот ГАЗ выпускали до 1988 года. Всего было изготовлено 1 114 экземпляров, в том числе несколько фаэтонов, которые участвовали в военных парадах. Но славная история закончилась, когда по распоряжению Горбачева в рамках компании по борьбе с привилегиями все оборудование и документацию по этой модели уничтожили.
Так что полет "Чайки" получился красивым, но недолгим. В 2008 году автомобилю присвоили звание культурного и технического наследия СССР. И он по праву это заслуживает.