Авторынок России потерял в 2022 году 60% объема. Такой неутешительный вывод следует из годового отчета Ассоциации европейского бизнеса – основного представительства иностранных инвесторов в России. Но всё же в АЕБ смотрят в будущее с оптимизмом.
Большинство иностранных автобрендов, признанных "недружественными", еще в феврале-марте 2022 года заявили о прекращении производства и поставок в Россию. Из легкового сегмента, как подсчитал "Интерфакс", ушли Renault, Jaguar, Land Rover, Bentley, Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Lexus, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Isuzu, Chevrolet, Cadillac, Ford, Volvo, Lamborghini и другие, менее известные компании. Грузовой авторынок покинули пять брендов "большой семёрки" – Mercedes-Benz, Iveco, Volvo Trucks, MAN и Scania. Остались пока лишь DAF и Renault.
По данным АЕБ, за 11 месяцев прошлого года было продано около 550 тыс. новых легковушек и LCV. Это почти на 61% ниже аналогичного уровня 2021 года.
У автодилеров вызывает беспокойство, что отечественный рынок стремительно "китаизируется" (об этом мы предупреждали еще в феврале). Число марок сократилось с 60-ти всего до 14-ти, и среди них всего три – отечественные. Это Lada, ГАЗ и УАЗ. Остальные – китайские Chery, Geely, Haval, JAC, FAW, Dongfeng, Changan, Exeed, GAC, Foton, Omoda. Российские машины более чем вдвое превзошли китайские по продажам, однако с точки зрения количества национальных брендов российский авторынок уже китайский на 78%. И этот процент вряд ли существенно снизится даже несмотря на прогнозы Минпромторга, что в 2023 году производство автомобилей в России вырастет на 30% – до 800 тыс. единиц.
По мнению некоторых экспертов, не все так печально, поскольку китаизация будет сдерживаться рядом факторов. Ведь сотни тысяч машин надо не только произвести (что сделать быстро не под силу даже Китаю), но и привезти в Россию, а железная дорога как самый дешевый по логистике вид транспорта и без того забита под завязку. Кроме того для продаж в России китайских автомобилей требуется широкая дилерская сеть, которая займется их продажами – это тоже задача не на месяцы. И уж точно задача на годы – строительство заводов.
Несмотря на рост китайской доли на российском рынке продажи "китайцев" сократились на 5%, до 72 тыс. штук. И даже если учесть, что число дилерских центров увеличилось с 697 до 830 , их недостаточно для формирования надежных потоков продаж – каждый китайский автоцентр в месяц продавал самое большее 15 машин. На снижение продаж влияла не только покупательная способность россиян, но и ценовая политика "жадных" брендов из КНР – цены просто искусственно завышались.
Впрочем, по итогам года, цены выросли и на российские авто – на 30%. И это только официальные данные Росстата. На локально собранные и импортированные иномарки цены скакнули вообще на 40%. По мнению экспертов, такое безобразие продлится еще год – цены скорректируются лишь к следующему Новому году.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим" ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.Ru ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.