Ледовая дорога на остров Ольхон через Байкал тает на глазах. Лед утратил свою прочность, и ездить по нему стало опасно. Сезонную зимнюю переправу закрыли для автомобилистов.
Единственный путь, соединяющий материк и остров Ольхон, с 29 марта закрыт. Однако отчаянные автомобилисты ищут обходные пути и, даже рискуя жизнью, пересекают на опасных участках Байкал. Кто-то вообще разобрал шлагбаум, преграждающий путь.
В некоторых местах водителям приходится, скорее, плыть – форсировать реки талой воды на поверхности льда.
"Страшно было. Кое-где вода стоит глубиной уже полколеса и захлестывает на переднее стекло, лобовое", – признается один из водителей.
С приходом весны байкальский лед становится непредсказуем, а в некоторых случаях и смертельно опасен.
"С ног сбивало. Кто был на льду, сбивало с ног из-за среднесуточных перепадов температур. Резко тепло – и холодная ночь. Происходит становое расхождение трещин", – объясняет житель Иркутска Виталий Курдюков.
Пробка из авто у берега Байкала. Отдыхающих напугал громкий треск льда. Водители поспешили покинуть опасное место – пришлось буквально перескакивать через трещины, не жалея подвески своих машин. Лед над полыньей, которую они переезжали, судя по всему, треснул, потому что начал двигаться на глазах.
Беспечных водителей, которых не сдерживает инстинкт самосохранения, возможно, остановит штраф. Ежедневно сотрудники дорожной полиции патрулируют территорию.
"Все выезды будут пресекаться, материалы будут передаваться в администрацию", – говорит начальник отдела Госавтоинспекции МО МВД России "Эхеритбулагатский" Андрей Елгушев.
Туристы все равно пытаются успеть насладиться последними чудесами зимнего Байкала.
Кроме промоин, трещин и местами открытой воды, путешественников на автомобилях могут подстригать и другие байкальские ловушки.
– Появились нерпы. Первые нерпы уже прокачали свои дыхательные отверстия во льду по всему периметру Байкала, – рассказывает государственный инспектор по маломерным судам МЧС России по Иркутской области Сергей Шагунов.
– Туда провалиться может и человек, и машина? – задает вопрос журналист.
– Конечно, если несколько нерп, то у них диаметр до двух-трех метров, – отвечает инспектор.
Туристов предупредили об опасном состоянии ледовой дороги. Всем, кто приехал на своих автомобилях, рекомендуют покинуть остров Ольхон, перебраться на материк.
"Уведомления были размещены. Необходимо как можно быстрее остров покинуть. Потому что в отсутствие ледовой переправы выезд у нас запрещен, в любом месте", – информирует исполняющий обязанности мэра Ольхонского района Иркутской области Баир Мижидон.
Хрупкий лед в акватории Байкала чудом выдержал самолет.
Воздушное судно на льду Байкала – картина в этих краях не то что редкая, ее вообще сложно себе представить. Такие посадки здесь строго запрещены. Борт обнаружили сотрудники нацпарка, когда он летел на предельно низкой высоте. Инспекторы поспешили на место приземления. Решили: людям нужна помощь.
"После общения с пилотом выяснилось: никакая помощь не потребовалась от нас", – рассказывает государственный инспектор ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" Андрей Иванов.
С экипажем и пассажирами все хорошо. Туристы просто проголодались и заказали обед в одном из кафе на острове Ольхон. Туда и прилетели. Специалисты нацпарка от такой наглости в шоке.
– Вообще, садиться на Байкале нельзя? – уточняет корреспондент.
– Безусловно. Это парадоксальная ситуация, – говорят сотрудники нацпарка.
Известно, что частный рейс следовал из Новосибирска на Байкал и обратно. Не исключено, что экстремальное приземление на байкальский лед – часть турпрограммы.
Пилот никак не прокомментировал свои действия. Он искал место, где приземлиться, на его взгляд, было бы удобнее. На пояснение инспекторов о том, что есть аэропорт в поселке Харанцы, ничего вразумительного сказать не смог.
У легкомоторного летательного аппарата несколько владельцев. Живут за рубежом, самолет сдают в аренду.
По факту действий пилота составили административный протокол. Происшествием заинтересовалась и транспортная прокуратура.
"Пунктом его взлета и посадки являлась посадочная площадка Хужир. При этом пилот не сообщил в уполномоченный орган аэронавигации о промежуточной посадке на ледовой поверхности акватории озера Байкал", – сообщила старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Галина Гаврилова.
Оказалось, несмотря на опасность такого авиационного маневра и строжайший запрет, пилоты частных рейсов не в первый раз превращают лед Байкала в аэродром. В 2020 году путешественники даже записали свой полет на видео.
Официально, а главное – безопасно, летать по льду Байкала может только судно на воздушной подушке. Оно и будет основным транспортом, пока не заработает паромная переправа. "Хивус" передвигается как по открытой воде, так и по льду. На нем с большой земли возят островитян, туристов и необходимые грузы.