Драки, стрельба, ДТП: страдают и любители самокатов, и окружающие

Драки, стрельба, ДТП: страдают и любители самокатов, и окружающие0

В подмосковном Королеве прогулка на самокате закончилась стрельбой. Как сообщают очевидцы, на одном из перекрестков водитель "Рендж Ровера" едва не сбил на зебре пешеходов с ребенком. Рассерженные люди ударили его машину самокатом, а после набросились на автовладельца с кулаками. Тот, как пишут СМИ, в ответ открыл огонь из травматического пистолета. В результате стрельбы пострадали двое мужчин. Водителя задержали, но уже отпустили. После резкого роста происшествий с участием электросамокатов законодатели всерьез задумались о том, как сделать этот транспорт безопасным и заставить его владельцев ездить по правилам. Юридически, лихач, рассекающий в толпе со скоростью под 50 километров в час – тот же пешеход. Как чиновники планируют обуздать двухколесных элетроконей?

Эти кадры сняты в Санкт-Петербурге. По тротуару на большой скорости едет мужчина на электросамокате. Неожиданно он сталкивается с людьми, идущими впереди. Самокатчик падает затылком на асфальт. Очевидцы пытаются помочь человеку без сознания. Позже выяснилось, это был солист балета Мариинского театра Давид Залеев. Сейчас артист в больнице в состоянии искусственной комы. Из-за кровоизлияния в мозг пришлось делать трепанацию черепа. Трагична эта история тем, что падать правильно – без травм – Давид умел с детства. В балете – с 5 лет. Но в этом дорожном происшествии его погубили скорость и отсутствие защитного шлема.

Набережные Челны. На проезжей части под мигающими фарами автомобиля укрыта материей 19-летняя девушка. Под кузовом другой машины – ее разбитый электросамокат. По словам очевидцев, она выехала на дорогу, не обращая внимание на красный сигнал светофора.

Происшествий, когда в одном ряду со словами "погибший", "пострадавший", теперь упоминается и электросамокат, в России становится все больше. Статистики за этот 2021 год пока, конечно, нет. Но вот за прошлый – 2020-й – ГИБДД уже отчиталась. 331 авария. Шестеро погибших, 347 пострадавших. Поражает и другая цифра – число таких ДТП увеличилось на 183%.

Заведующий травмпунктом московской клинической больницы № 4 Владимир Вороницын – сам мотоциклист. В последнее время оглядывается на дорогах, опасаясь лихачей на электросамокатах. На травмы этих юнцов он уже насмотрелся у себя в больнице. Каждый день здесь регистрируют по несколько подобных случаев.

"Это черепно-мозговые травмы, травмы верхних конечностей – на втором месте стоят в последствиях. И при столкновении с автомобилями – травмы нижних конечностей", – показывает рентгеновские снимки Вороницын

А сколько случаев простого человеческого хамства! Вот недавний пример из Москвы. По словам женщины-пешехода, мужчина наехал на нее и ребенка на электросамокате. А после – "наехал" словесно: "И что? Тебе вот так вот сигналят? А ты чем слушаешь?"

На самокатах порой ездят даже нетрезвые люди. И если автомобилисты в таких случаях рискуют лишиться прав, то самокатчикам терять нечего. Возможно, поэтому, подобный транспорт и набирает популярность. Особенно в столице. Вот простой показатель спроса. С одной только стоянки у парка Горького всего лишь за полчаса забрали покататься уже 15 самокатов. Мы спросили человек 10 – чем их привлекает двухколесный электротранспорт? Ответы были как под копирку: комфортно, быстро, удобно. И ни слова о безопасности.

"Это достаточно дешево. Они достаточно маневрены, хотя с безопасностью не очень", – поясняют молодые люди.

В Москве предоставляют самокаты на прокат уже четвертый год. И если в 2018 году этим занимались всего три фирмы, а на всю столицу было не более тысячи таких "электроконей", то сейчас – уже восемь операторов и 10 тысяч прокатных самокатов. С начала этого года уже свыше миллиона оплаченных поездок.

Сергей Четвериков – менеджер одного из шеринг-операторов. Он не скрывает: поломки самокатов в результате ДТП или иных происшествий у них заранее заложены в стоимость аренды. После каждого сезона в ремонт сдается порядка 30 аппаратов. Но это не больше 10% от всего электропарка. Так что компания не в убытке.

"За семь месяцев вложения в самокат – именно в "железо" – будут окупаться от услуг проката", – говорит Четвериков.

Самокатный бизнес идет в гору. Сергей признается – на следующий год их фирма планирует закупить еще больше самокатов. Планы на расширение и у других компаний. Но ни одна из них до сих пор не добавила к каждому аппарату хотя бы шлем для безопасности клиента. Предлагается только покупать страховку перед поездкой. Бизнесмены считают, что беречь себя каждый должен сам: "Человек взял самокат, он подписал договор. Подписывается в электронном виде. В договоре и в приложении прописано – как он должен им пользоваться. И дальше все находится в его руках. Если вы возьмете в магазине или в ресторане нож и кого-то зарежете, то кто будет виноват?"

Усмирить пыл железных электроконей решили чиновники. В Санкт-Петербурге, например, на арендованных самокатах с моторчиком стоит ограничитель – не более 15 километров в час. То же самое планируют сделать и московские власти. Очень скоро погонять не получится в парке имени Горького, в Сокольниках, на ВДНХ. Руководитель проектов шеринга Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Магомед Колгаев поясняет – именно там большое количество столкновений с самокатчиками.

Все это касается лишь арендованных самокатов. Частников – тех, кто сам купил себе мобильный транспорт, ограничивать в гонках пока некому. И они открыто наглеют. Лезут на дорогу, не зная броду. Вот в Кирове владелец персонального самоката с моторчиком сначала шел пешком, а потом поехал по проезжей части. В итоге – подрался с водителем такси. Еле разняли. Таких экстремалов автомобилисты не любят.

"Потому, что они не смотрят на дорогу вообще никак. Ни ночью, ни днем. Просто нужны обыкновенные нормальные правила, чтобы не было претензий у пешеходов, и у водителей, и у них", – говорят автовладельцы.

Вот казус в законодательстве. Велосипед в правилах дорожного движения – это транспортное средство. И тот, кто на нем едет – водитель. Самоката в ПДД нет. И ему нашли определение "средство индивидуальной мобильности". Вот он на нем сейчас едет, но считается пешеходом. Изменить это положение пытаются в министерстве транспорта. С 2019 года в нем разрабатывают поправки в дорожные правила. Главная – про то, что очень мощные самокаты – это скорее мопеды, и их владельцам нужны права категории М. А вот эти прокатные – должны ездить по велодорожкам. Но министерский проект не устраивает многих экспертов. Свои поправки начали писать даже в Общественной палате.

Вот, например, член комиссии по безопасности Александр Холодов осваивает модный гаджет. Он уверен – нянькаться с новым веянием молодежи не нужно. Любишь кататься – люби и правила соблюдать. "Водительское удостоверение – будьте добры, знание правил дорожного движения, трезвое состояние и ответственность за нарушение. И, кстати, справку от врача, что не псих, не наркоман. И что вообще допущен к дорожному движению", – перечисляет Александр Холодов.

Кстати, подобные требования действует во многих странах. Например, в Турции подростку до 18 лет без прав на самокат ни ногой! В Великобритании вообще нельзя появляться на электросамокатах в публичных местах. Катайся только на частных территориях. В Италии документы на управление гаджетом не нужны. Но до 18 лет все обязаны ездить в касках. Самокаты с маломощным мотором здесь приравняли к велосипедам. И полихачить не получиться. Максимальная скорость – 25 километров в час. А эти кадры – из Франции. Машина сбивает манекен на самокате посреди проезжей части. Скорость автомобиля была не больше 50 километров в час. Манекен отлетел на 17 метров. Так в Париже наглядно показывали молодежи – насколько опасна их беспечность при езде на электросамокатах. Сейчас во Франции ужесточен Дорожный кодекс. И ездить по тротуарам среди пешеходов на самокатах нельзя.

В России таких строгих ограничений пока нет. Хотя люди, выбирающие пешие прогулки, их очень ждут. "В таких людных местах – да, нужны ограничения. Да и в принципе в районах тоже достаточно часто они гоняют. И на самом деле это выглядит не очень хорошо. И опасно. Особенно для детей. Я очень переживаю за ребенка. Потому, что он еще не очень хорошо ориентируется. И вообще не заметит. Надо, чтобы были специально отведенные полосы для этого транспорта", – говорят пешеходы.

Пока поправки в ПДД не внесли, ситуацию с беспечными самокатчиками пытаются контролировать сотрудники ГИБДД. Это – профилактический рейд в Уфе. С госавтоинспектором идет возмущающийся мужчина: "Где написано, что я должен перейти зебру пешком рядом, держа самокат?" За катание на самокате по зебре мужчина выслушал лекцию об обязанностях пешехода. А этого юношу оштрафовали – переехал дорогу в неположенном месте. Нередко после ДТП самокатчики сбегают с места аварии, наивно думая, что их не найдут. В ГИБДД предупреждают – найдут обязательно! При помощи городских систем видеонаблюдения.

Начальник ГУОБДД МВД РФ Михаил Черников поясняет, что сотрудника на каждом углу не поставишь. И те или иные нарушения будут фиксироваться в том числе и гражданами. Но сегодня в городе установлено немало камер, которые уже считывают и определяют – кто это непосредственно по изображению лица.

Свои идеи и у Следственного комитета. Там предлагают ввести ответственность самокатчиков за причиненный вред здоровью пешеходам. Но пока – это все в проработке. И нынешним летом, людям на улице самим придется заботиться о своей безопасности.


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*