Несмотря на царящий в стране кризис, Московская область реализует мегапроект за мегапроектом: начато строительство платной дороги ЦКАД за 300 млрд рублей.
Общественность требует остановить строительство: экономисты и экологи считают проект строительства центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) «коррупционным, неэффективным, вредоносным». На днях против строительства выступила Общественная палата РФ.
Несмотря на то что новая дорога – проект коммерческий, 150 млрд руб. на ЦКАД планируется потратить из Фонда национального благосостояния. Между тем оценка бюджетной эффективности проекта не выполнена в полном объеме и не отвечает требованиям Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов №ВК 477, отмечают в Общественной палате.
Экологический союз представил данные о том, какие последствия может повлечь за собой строительство. «В настоящий момент идет вырубка лесов под ЦКАД в огромных масштабах, – рассказала представитель Экологического союза Елена Родина. – Порог устойчивости региона – минимум 40% территории должно быть занято лесами. В Подмосковье этот показатель сократился до 35%».
Эколог напоминает, что в качестве альтернативы реализуемому проекту строительства ЦКАД изначально предлагался более щадящий и дешевый: «Можно было сократить расходы на строительство, используя трассы А107 и А108, это малая и большая бетонка. Вариант рассматривался, но был отклонен из-за служебного подлога».
Трассы А107 и А108 предлагалось продлить и расширить. По этому сценарию новая ЦКАД была бы бесплатной. Однако выбрали платный вариант, согласно которому новая дорога проходит в 100-150 метрах от А107 и А108.
Экономисты не верят, что на эксплуатации ЦКАД получится заработать какие-то деньги: новая дорога скорее принесет убытки, а цифры ожидаемой «интенсивности движения», заложенные в проекте, завышены и не имеют ничего общего с реальностью.
«Аналог ЦКАД – это М11, платный дублер Ленинградского шоссе, – продолжает Елена Родина. – Интенсивность М11, проложенной по лесным территориям, минимальна, тогда как на Ленинградском шоссе по-прежнему пробки. Таким образом, свою главную задачу М11 не выполнила».
Отрицательное заключение на проект строительства ЦКАД дал и Институт водных проблем. Согласно его заключению, вся Московская область сидит на подземном водозаборе: «Но воронка депрессии разработалась до такой степени, что напоры упали ниже кровли и теперь любая грязь может попасть вниз, в подземные воды… Уже вырубили Химкинский лес, Шереметьевский лес и сейчас еще 6 тыс. га в ту сторону… Лес создает условия питания рек. Нет леса – реки мелеют и пропадают из оборота…»
Социологи предлагают вкладывать деньги не в ЦКАД, а в строительство дорог в регионах. Они опасаются, что интенсивное строительство дорог и жилья приведет к перенаселению Подмосковья. Сегодня Москва и область – это всего 0,27% территории России, однако здесь проживает 20% населения страны.
Эксперты пугают: если темпы прироста жителей сохранятся на нынешнем уровне, к 2065 году в Москве и области будут проживать примерно 100 млн, или почти все население страны. Россия скукожится до границ Московии.
P.S. Проект ЦКАД был разработан еще в начале 2000-х. Но реализовывать его начали только в 2015 г.: сегодня на двух участках ведутся активные работы, еще на двух оформляются документы. Согласно проекту, трасса должна быть построена к 2019 г.