EPA
На российском рынке острая нехватка грузовых и легких коммерческих автомобилей. Автодилеры подтвердили, что спрос на такие модели в три раза превышает предложение.
Предложение не поспевает за спросом, машин на всех не хватает. О дефиците автомобилей рассказали российские автодилеры. Вся мировая автоиндустрия сейчас столкнулась с нехваткой комплектующих, в ряде стран приостановлены заводы. При этом российские производители смогли даже нарастить объемы.
В автосалонах говорят, что дефицит сохраняется уже несколько месяцев, с осени. Тут сошлись два ключевых фактора: с одной стороны, на рынке накопился отложенный спрос, и люди сейчас спешат купить машины, опасаясь роста цен в будущем. С другой стороны, есть перебои с поставками импортных моделей. В итоге, несмотря на ажиотаж, продажи новых автомобилей в России по итогам первого квартала упали почти на 3 процента, а в марте рынок просел почти на 6 процентов. Дилеры рассказывают, что на популярные модели вводят длинный лист ожидания.
"О явном дефиците можно говорить с сентября прошлого года по сегодняшний день. Спрос выше чем предложение. Сегодня мы могли бы продавать в два раза больше, чем есть на складах. В коммерческом транспорте спрос в три раза больше, чем есть предложение, которое можно сделать", – говорит генеральный директор и владелец "Фреш Авто" Денис Мигаль.
Спрос на легкие коммерческие автомобили (небольшие фургоны и микроавтобусы) в России резко вырос, об этом говорят все участники рынка. Такой транспорт сейчас очень востребован для доставки онлайн-заказов. За последний год объемы интернет-торговли в России увеличились почти на 60 процентов. В 2020-м россияне потратили в интернет-магазинах более 3 триллионов рублей. Для понимания масштаба: доходы всей российской казны в прошлом году – 22 триллиона. Толчок к развитию получили не только онлайн-ретейлеры, но и транспортные компании, которые их обслуживают.
Компания "Соллерс", в числе активов которой завод УАЗ в Ульяновске, мощности в Елабуге, выпускают легкие коммерческие автомобили. В компании подтвердили повышенный спрос на такие модели, однако нехватку автомобилей опровергли. В "Соллерс" отметили, что в связи с текущей ситуацией они увеличили объемы производства.
"Ситуации с дефицитом автомобилей в дилерской сети сейчас нет, – подчеркивает заместитель генерального директора ПАО "СОЛЛЕРС" Зоя Каика. – Но та тенденция, которую мы наблюдаем с начала года, – это реализация отложенного спроса. Мы активно с марта-апреля начали наращивать объемы производства, в том числе наращивать ресурсы. Открыт набор персонала, работаем полную рабочую неделю и даже без традиционных летних отпусков в этом году".
Росстат подтверждает, что за первые три месяца этого года в России произвели 400 тысяч автомобилей, и это на 14 процентов больше, чем год назад. Причем сильнее всего увеличился выпуск легких коммерческих автомобилей – сразу на 38 процентов! Грузовики прибавили 27 процентов. Меньше всего подросло производство легковых авто – на 12 процентов.
Между тем в мире автопроизводители сейчас в сложной ситуации, есть острая нехватка чипов и микрочипов. По данным Goldman Sachs, дефицит полупроводников достиг 20% и затронул около 169 отраслей промышленности. Пандемия увеличила спрос на компьютеры, в то время как автоконцерны год назад столкнулись с падением продаж и в итоге урезали свои заказы, и производители чипов переориентировали свои мощности.
"Чипы производятся крупными компаниями, и это всего несколько производителей. Главное составляющее чипов – это искусственный кристаллик, они не растут быстро. Например, насколько я знаю, "АвтоВАЗ" поменял нескольких поставщиков мультимедийных систем, наполнений. Пока еще есть возможность для маневра. Но у разных производителей по разным моделям разные ситуации", – сказал главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.
Главный вопрос сейчас – на какой период сохранится этот повышенный спрос, учитывая, что наши автопроизводители нарастили производство. Эксперты считают, что подобная ситуация на рынке останется до осени.
Кстати, высокий спрос на российском рынке поддерживается и льготными программами автокредитования – "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". При поддержке этих механизмов в прошлом году было продано почти 200 тысяч машин.